СОДЕРЖАНИЕВведение. Предмет истории религиозной культуры |
РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО3.4 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕИстоки церковного искусстваВопреки ожиданиям Синедриона смерть Иисуса Христа не остановила распространение Его проповеди. В Галилее, Самарии и в самом Иерусалиме тысячи видевших и слушавших Христа людей поверили, что Он и был Мессией, о котором говорили ветхозаветные пророки. Уверовавшие в Христа старались жить по Его заповедям, поддерживая друг друга в вере и в жизни. Созданные ими общества стали первыми ростками Христианской Церкви. Члены этих христианских общин, включая апостолов, отнюдь не считали себя создателями какой-то новой религии. Они были уверены, что являются правоверными иудеями, сумевшими в отличие от других распознать Мессию, поэтому продолжали посещать синагоги и Иерусалимский храм. Апостольский Собор, проходивший в 49 г., принял решение о необязательности исполнения иудейских обрядов для христиан-неевреев, но христиане-евреи должны были соблюдать обычаи и обряды отцов. Однако иудейские старейшины вовсе не собирались признавать христиан (даже евреев) своими единоверцами. Проповедь христианства они рассматривали как ересь, опасную для устоев иудаизма, поэтому не прекращали преследований христиан. Поскольку иудейские первосвященники преследовали христиан и продолжали хулить Спасителя, христиане были вынуждены искать места для своих собраний и молитв вне синагог. Вначале они собирались в доме какого-нибудь христианина, а позднее — в катакомбах, то есть подземных склепах для погребения единоверцев. Стены катакомб белили и украшали живописью. Христиане могли в любую минуту стать жертвой преследования со стороны иудеев и римских властей и были всегда готовы отдать жизнь за свою веру. При этом оставались радостными и жизнелюбивыми, ибо верили в Царствие Небесное. Об этом свидетельствует катакомбное искусство, дошедшее до наших дней. В подземельях, могильных склепах они воспевали жизнь и славили Христа — Солнце правды. Стены древних катакомб были покрыты рисунками, надписями, сюжетными изображениями. В те времена ещё не были выработаны каноны христианского искусства, это был период осмысления и попыток создать обстановку, располагающую к памяти о Боге и укрепляющую дух верующих во Христа. Первоначально на стенах катакомб соседствовали античные и христианские мотивы, ветхозаветные и евангельские сюжеты и образы. Такие изображения являлись для христиан своего рода проповедью, в которой нужно было с помощью знакомых понятий объяснить суть Евангелия. В этих рисунках художники отказывались от всего, что напоминало о грубой материальности и даже телесной красоте. Для них было очень важно найти подходящие формы и образы для точной передачи духовного содержания, смысла христианского учения. Со временем античные сюжеты и образы вытеснялись, формировались христианские каноны, символы. Традиция расписывать и украшать стены помещений, где проводились богослужения, перешла из катакомб в храмы. ФрескаФреска — это одна из техник стенных росписей, живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде (лат. «fresco» — «свежий»). Эта живописная техника традиционно используется для росписи православных храмов. Правильно выполненная фреска десятки и даже сотни лет украшает храмы. Размещение изображений в храме имеет глубокий смысл. Так, на своде главного купола обычно помещается изображение Христа Вседержителя (греч. «Пантократор») в полный рост или по пояс. В конхе (верхней части алтаря) помещают Образ Богоматери Оранты. Такие изображения встречались в римских катакомбах. Эту традицию бережно сохранило православное искусство. На четырёх парусах (часть купольного свода в виде сферических треугольников, перекрывающих угол квадратного здания) изображают четырёх евангелистов. Такое изображение символично: подобно тому, как купол опирается на столбы посредством па русов, так и вся Вселенская Церковь основывается на четырёх Евангелиях. На четырёх вертикальных столбах, держащих купол, располагаются изображения святых и мучеников, то есть тех, кто проповедовал и утверждал христианство на земле. Церковь признаёт их истинными «столпами мира», на них держится мир, как столбы храма держат купол — символ духовного неба. МозаикаМозаика с глубокой древности применяется для оформления храмов. Она выполняется из цветных камней, смальты, керамических плиток. В оформлении православных храмов применяется флорентийская и римская мозаики. Во флорентийской мозаике образ или орнамент выполняется из разноцветных камней, которые вырезаются по форме и плотно подгоняются к друг другу, заливаются специальной смолой, а после затвердения полученное панно полируется. Такая мозаика имеет ровную, гладкую, блестящую поверхность и применяется для украшения стен и полов. Флорентийскую мозаику можно увидеть, например, в Храме Христа Спасителя. Более часто используется римская мозаика. Она выполняется из смальты, цветного стекла. Обычно смальта имеет форму пластин толщиной около 3 см. Мастера раскалывают эти пластины на маленькие квадратные кусочки с неровной поверхностью. Такие кусочки смальты вдавливаются в сырую штукатурку или цемент по заранее нанесённому рисунку. Красочная неровная поверхность под разными углами отражает свет от солнца, свечей, лампад и создаёт иной эффект, нежели флорентийская мозаика: не равномерный холодный блеск, а волшебное мерцающее сияние, игру цвета и света. Это гораздо более трудоёмкая и дорогостоящая техника, нежели фреска, но более эффектная и долговечная. |
|