СОДЕРЖАНИЕВведение. Предмет истории религиозной культуры |
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?1.5 КРЕЩЕНИЕ РУСИСвятой равноапостольный князь Владимир (7-1015 гг.).Князь Владимир был сыном Святослава, внуком Ольги и правнуком Рюрика. Он сыграл в судьбе русского народа совершенно особую роль: именно ему удалось обратить в христианство всех русичей и сделать Православие государственной религией Древней Руси. Сам Владимир пришёл к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многожёнцем. Несмотря на то, что воспитывался, как и братья его православной княгиней Ольгой, его бабкой, христианского учения и образа жизни не приобщился. Опираясь на варягов, с помощью злодеяний он захватил государственную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел четырёх жён законных и 300 наложниц, так рассказывает летопись. Видимо, многоженство у русичей-язычников не считалось беззаконием. Захватив власть, Владимир проявил отменное усердие в языческой вере: желая отблагодарить высшие силы и укрепить с помощью язычества свою власть, на священном холме близ теремного двора он обновил пантеон богов, особенно постарался для Перуна, сделав нового идола с серебряной головой и золотыми усами. Его дядя Добрыня, посланный управлять Новгородом, на берегу реки Волхов тоже поставил нового истукана Перуна. Владимира мучила совесть за братоубийство, ибо и языческая вера не терпела таких злодеяний. Желая примириться с богами, он усердно стал поклоняться идолам, приносить им жертвы и требовал того же от народа. В 983 г. после очередных воинских успехов князь Владимир со своею дружиной пожелал принести своим божествам человеческие жертвы. Был брошен жребий: кому из киевских отроков и девиц надлежит стать жертвой идолам. Жребий пал на прекрасного лицом и душою юного варяга Иоанна, сына христианина Феодора. Отец не только не согласился выдать сына, но стал говорить о заблуждениях язычников, о безумии поклоняться деревянным истуканам вместо живого Бога. Поскольку христианство было уже довольно распространено, народ его терпел, но открытое хуление христианином языческой веры вызвало мятеж в городе. В ярости народ убил Феодора и Иоанна. После крещения русский народ станет почитать их как первых христиан-мучеников на Руси, Православной Церковью будет установлен день памяти их — 25 июля (12 июля — по старому стилю). Но это произойдёт только после 988 г., а в 983 г., сразу после убиения варягов-христиан Иоанна и Феодора, были устроены гонения на христиан, многим из них пришлось бежать или скрывать свою веру, храмы были разорены.Однако Владимир долго размышлял над происшедшим и над услышанным. Заставляли задуматься над проблемой выбора новой религии и политические причины. Летопись рассказывает, что к князю Владимиру приходил разные проповедники, расхваливая каждый свою веру. Первыми прибыли послы от волжских, или камских, болгар принявших, как говорили на Руси, магометанство (так на Русь называли ислам). Описание мусульманского рая с многочисленными женщинами пленило воображение сластолюбивого князь, но обрезание показалось ему отвратительным обрядом, а запрещение пить вино — безрассудным. Немецких католиков Владимир выслушал и сказал: «Иди обратно; отцы наши не приняли веры от папы». Иудеев он спросил, где их отечество. На что они ответили, что родина их Иерусалим, но Бог, разгневавшись на них, рассеял их по чужим землям. «И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других. Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества», — сказал Владимир. Наконец, безымянный греческий философ рассказал князю всё содержание Ветхого и Нового Заветов и показал картину Страшного Суда. Владимир ужаснулся и, вздохнув, произнёс: "Благо добродетельным, и горе злым!» Отпустив философа с дарами и великою честью, князь собрал бояр и градских старцев и объявил им обо всех предложениях послов, прося совета. Бояре и старцы отвечали: «Всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству». И отправил князь 10 благоразумных мужей в разные страны. Послы, вернувшись, поведали, что скудные храмы, унылое моление и печальные лица магометян (мусульман) произвели на них впечатление плохое, обряды немецких католиков показались лишенными всякого величия и красоты, а по поводу греческой веры говорили так: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького, так и мы, узнав Веру греков, не хотим иной». Но Владимир пожелал услышать ещё раз мнение бояр и старцев, «Когда бы Закон греческий, — сказали они, — не был лучше других, то бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала бы принять его». Познакомившись, таким образом, с разными религиями, испросив неоднократно совета бояр и старцев, Владимир решил принять Веру греческую — православную. Но обращаться к Византии качестве просителя гордый князь Владимир не хотел. В 987 г., завоевав богатый греческий город Херсонес, князь Владмир объявил через послов византийским императорам Василию и Константину, что желает жениться на их сестре, юной царевне Анне, а в случае отказа возьмёт Константинополь. Императорам пришлось согласиться. Но христианка не могла стать женой язычника, даже если он — князь мощного и процветающего государства. Владимир должен был принять Таинство Крещения и отпустить своих прежних жён, что он и обещал сделать. Царевну Анну в сопровождении духовных лиц и гражданских чиновников отправили на корабле в Херсонес. В летописи говорится, что Владимир к тому времени разболелся глазами и ничего не видел. Царевна Анна убедила его в необходимости немедленно креститься. Как только святитель возложил на него руку, князь прозрел, а бояре, поражённые чудом, вместе с князем крестились в этой же церкви св. Василия, располагавшейся на городской площади между двумя палатами, в которых жили великий князь и его невеста Анна. От этой церкви сохранился фундамент. При крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Вместо пленников вывел из города одних иереев, вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и его ученика Фима, а также взял художества: двух истуканов и четырёх медных коней. Крещение Руси.Окрестившись и просветившись светом Евангелия, Владимир спешил привести к православной вере свой народ. Сначала он приказал истребить всех кумиров и идолов, чаще их топили в воде, но иногда и рубили, и сжигали. Перуна привязали к конскому хвосту, били тростями и бросили с горы в Днепр. Княжеские воины долго сопровождали его, отталкивая от берега, чтобы народ не выловил идола. Воины до самых Днепровских порогов провожали его, после порогов он был выброшен волнами на берег. Meсто, где идол всё-таки выплыл, получило название «Перуново». После разорения языческих святилищ Владимир приказал крестить весь народ в водах Днепра и других рек. На местах бывших капищ и треб стали строить христианские храмы. Великий князь Владимир построил в Киеве деревянную церковь св. Василия на том самом месте, где стоял знаменитый Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строительства каменного храма Успения Пресвятой Богородицы там, где в 983 г. пострадали от язычников за Веру Христову Феодор и сын его Иоанн. Когда в 994-996 гг. храм был построен, Владимир отдал туда кресты и сосуды, привезенные из Херсонеса, и велел служить в храме херсонесским иереям. На содержание Успенской церкви Владимир выделил одну десятую часть своих княжеских доходов, поэтому она назвалась ещё и Десятинной. После смерти Владимира и Анны здесь находилась мраморная рака Владимира и гробница Анны. Для просвещения народа Владимир приказал создавать училища, в которых отроков обучали славянской азбуке и Премудрости Божией. Это было начало русского просвещения, образования, распространения грамотности. Поначалу народ считал грамоту опасным чародейством, а матери оплакивали своих отроков, взятых в обучение, как мёртвых. <>Сам князь после крещения совершенно преобразился и внутренне, и внешне, в жизни бывшего буйного князя-язычника произошли глубокие перемены. Он не мог больше воевать, так как боялся причинить зло, поэтому за оружие брался только для защиты Отечества. На широком княжеском дворе он стал устраивать по праздникам угощения для всего народа, а больным велел возить хлеб, мясо, мёд и другие продукты по домам. По распоряжению Владимира трапезы для голодных стали устраивать не только в Киеве, но и в других городах и деревнях. Князь искренне глубоко принял христианское учение, старался сделать свою жизнь достойной звания христианина и стал не только мудрым управителем государства, но и духовным авторитетом для своих подданных. Народ прозвал своего великого правителя Владимиром – Красное Солнышко. Церковь причислила Владимира к лику святых, равным апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечается православным народом 28 июля (старому стилю – 15 июля). |
|