СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет истории религиозной культуры

  • Тема 1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?
    1. Роль Православия в жизни российского общества
    2. Возникновение христианства и Православной Церкви
    3. Истоки и традиции православного вероучения
    4. Источники знаний о Боге
    5. Крещение Руси

  • Тема 2. ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ
    1. Для чего строят храмы?
    2. Откуда взят образ храма?
    3. Древнее культовое зодчество на Руси
    4. Внутреннее устроение храма
    5. Святыни-храмы православного мира

  • Тема 3. РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО
    1. Религиозная тематика в искусстве
    2. Церковное искусство
    3. Иконопись на Руси
    4. Монументальная живопись в православном храме
    5. Символы православного искусства

    Храм - дом Божий

    2.3 ДРЕВНЕЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО НА РУСИ

    Первые русские храмы

    Как вы думаете, когда появились первые храмы на Руси? Наверное, вы ответите правильно: строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, видимо, к X веку. В договоре князя Игоря с Византией 945 г., то есть за полвека до принятия Русью христианства, упоминается киевская церковь Ильи Пророка. Однако в основном, как вы уже знаете, русичи были язычниками, и, как и другие язычники, часто разрушали христианские храмы. После принятия Русью Православия, то есть с 988 г., начался процесс активного культового строительства.

    Сначала для этого приглашали «мастеры из грек». Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители-русичи осваивали греческий стиль, постигали его секреты и вместе с тем дополняли его собственным опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения, личное переживание этического и эстетического содержания новой религии. Так формировался русский стиль христианской архитектуры.

    Как вы уже знаете, первым каменным храмом, построенным на Руси после её крещения, стала возведённая в Киеве, на месте убиения христиан-варягов Иоанна и Феодора, церковь Успения Пресвятой Богородицы. Строилась она приглашёнными Владимиром византийскими мастерами с 989 по 996 гг. и символизировала торжество новой государственной религии. Церковь называли Десятинной, потому что Владимир выделил на её содержание одну десятую часть своих доходов. Храм был разрушен в 1240 г. стенобитными машинами хана Батыя. До наших дней дошёл неполный фундамент этой церкви.

    Самые древние из сохранившихся русских храмов

    Самым древним из дошедших до нас русских храмов является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, строительство которого было начато до 1036 г. Это была придворная церковь князя Мстислава Черниговского. Высота её около 30 метров. Среди всех древнерусских храмов это самый «византийский», то есть в наибольшей степени соответствующий византийскому стилю, но, как отмечают специалисты, и здесь уже присутствуют элементы русского своеобразия.

    В 1037 г. было начато возведение собора Святой Софии в Киеве по указанию Ярослава Мудрого, который в годы своего правления развернул в столице грандиозное строительство. Храм, посвящённый Софии — Премудрости Божией, стал центром главного города Киевской Руси. Высота центральных глав Софийского собора около 29 метров.

    Автор книги «Тысяча лет русской архитектуры» А. В. Иконников пишет: «Киевская София стала крупнейшим зданием Руси и была им до конца XV века. Столь грандиозных построек в то время не создавали уже и в самой Византии. Каменные своды киевского храма складывались в непрерывную систему, завершавшую все здание. Эта система опережала конструктивные эксперименты раннероманского зодчества Западной Европы, которое в начале XI в. ещё использовало сочетание каменных и деревянных конструкций. Русь получила эталон постройки, технически наиболее совершенной для своего времени. Это дало мощный толчок к развитию каменного зодчества». Храм сохранился с большими изменениями в результате разрушений, нанесённых монголо-татарами, а также из-за более поздних перестроек духовными пастырями и реконструкций Петра Могилы в XVII веке. И всё же собор во многом сохранил первоначальный облик, особенно в интерьере.

    Ансамбль памятников архитектуры в селе Кидекша.XII-XVIII

    По образцу этого храма Софийские соборы были построены в других центрах Руси: Новгороде и Полоцке. Возможно, строительство новгородского Софийского собора возглавляли зодчие, которые участвовали в возведении Киевской Софии, что сказалось на их большом сходстве. Инициатором строительства Новгородской Софии стал также Ярослав Мудрый, который до киевского княжения был князем новгородским, где после себя посадил на княжеский престол сына своего Владимира. Эти два храма, имеющие одно название, столь близкие по внешнему устроению и размерам, должны были символизировать единство двух главных городов и княжеств, а, следовательно, и единство общерусское. Новгородский Софийский собор строился с 1045 по 1050 гг. Софийские соборы в Новгороде и Полоцке дошли до нас, но новгородский — в сильно перестроенном виде. Хорошо сохранились некоторые храмы XII века: Успенский (1158-1185 гг.) и Дмитриевский (1194-1197 гг.) во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165 г.) близ Владимира, смоленская церковь св. Петра и Павла (сер. XII в.), новгородский собор Николая Угодника на Ярославском дворе (1113 г.), Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119-1130 гг.), новгородская церковь Спаса на Нередице (1198 г.), Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1157 г.). Под Суздалем князь Юрий Долгорукий в местечке Кидекша возвёл мощный укреплённый замок с церковью святых Бориса и Глеба (1152 г.). Этот храм был построен на том месте, где сыновья Владимира Святого Борис и Глеб стали жертвой борьбы за киевский престол от руки старшего брата Святополка, получившего за то прозвище «Окаянный». Одноглавая церковь была сооружена из массивных блоков местного белого известняка, а не по традиции византийского зодчества — из плинфы, поэтому производит впечатление, что строилась она не обыкновенными зодчими, а сказочными богатырями.

    Как строились храмы в старину?

    От Византии русские мастера переняли кладку из плинфы, плоского квадратного обожжённого кирпича светло-розовых тонов. Толщина плинфы была, как правило, 4 см, но иногда использовалась и более тонкая, и более толстая. Так, например, для церкви Успения Богородицы в Киеве (Десятинной) была использована плинфа необычная: светло-жёлтого цвета и совсем тонкая — 2 см. А черниговские мастера использовали прямоугольную плинфу толщиной 5 см.
    Никольская церковь. 1678 г. Архангельская область. Село Бережная Дуброва.

    В сочетании с толстым слоем белого или розового раствора извести такая кладка выглядела необыкновенно красиво. Камень обычно использовали только для фундамента, и лишь иногда храмы возводили целиком из природного материала — известняка, например, церковь святых Бориса и Глеба под Суздалем.

    Использовали для строительства храмов на Руси и более дешёвый материал — дерево. В деревянном зодчестве русские зодчие добивались поразительного совершенства: строили быстро, красиво, надёжно, без единого гвоздя, все элементы скреплялись только деревом. Дошедшая до нас культовая деревянная архитектура удивляет и восхищает как внешней красотой, так и мастерством исполнения. Наиболее древний деревянный храм — церковь Ризоположения в селе Бородава Вологодской области, ныне — на территории Кирилло-Белозерского монастыря, была срублена (построена) в 1486 г.

    Устройство крестово-купольного храма

    Как вы уже знаете, храм имеет совершенно особое назначение отличное от любого другого сооружения: обычного жилища дворца, развлекательного учреждения, школы, больницы и т.п.Храм создаётся для верующих, для их соборных молитв и совершения таинств. Поэтому и строится он так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устроение храма соответствовали этому назначению.

    Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение с водружённым на нём православным крестом.Во внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод, символизирующий Духовное Небо и сооружаемый таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовного мира — тверди небесной (вспомните, в каком смысле используется слово «твердь» в 1 главе "Бытия").

    Схема крестово-купольного храма
    Спасо-Преображенский собор 1157 г.
    Переяславль-Залесский. Разрез, план.

    1-купол;
    2-барабан;
    3-закомары;
    4-апсида;
    5-центральный неф;

    6-боковые нефы;
    7-столбы;
    8-паперть;
    9-притвор;
    10-алтарь.

    В христианских храмах используют разные типы конструкций сводов: крестовая, цилиндрическая, купольная и другие. В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная архитектурная система. Принцип её заключается в организации храмового пространства и главных несущих и опорных конструкций по типу креста с возведённым в центре куполом. В плане здание церкви как бы расчленяется крестом, перекрестье которого приходится точно на центр храма, то есть на подкупольное пространство между четырьмя столбами, где собираются верующие во время богослужения.

    Вход в здание находится в западной его части, а алтарь располагается в восточной. Главные и прочие столбы делят храм на нефы (озн. «корабль») — галереи, идущие от входа к алтарю. Нефов в храме может быть один, два, три и более, чаще всего — три или пять.

    Над храмовым зданием вокруг главного купола могут располагаться меньшие по размерам купола. Число куполов всегда символично, например: 1 — соответствует Божиему Единству, 3 — символизирует Святую Троицу, 5 — Христа и четырёх евангелистов, 13 — Христа и Его двенадцать учеников.

    В деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV веках сложился шатровый стиль, а в XVI веке он стал широко распространяться в строительстве каменных храмов центральной части России.

    Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды. Такое завершение использовано, например, в храме Вознесения Господня, построенного на высоком берегу Москвы-реки в Коломенском (Москва). Храм был освящён 3 сентября 1532 года. Шатровый стиль украшает и храм Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного), построенного в 1555-1560 гг. на Красной площади столицы по приказу Иоанна Грозного в честь завоевания Казани.

    В 1649-1652 гг. в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках, ставшая последним храмом в Москве с шатровым завершением. В 1652 г. патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов, и с этого времени шатры строились только для колоколен.


    Hosted by uCoz