СОДЕРЖАНИЕВведение. Предмет истории религиозной культуры |
РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО3.1 РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМАТИКА В ИСКУССТВЕЧему люди посвящают свою жизнь и творчествоСамым главным вопросом для каждого мыслящего человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Но решается он поразному в зависимости от насущных потребностей, образования, духовного уровня, религиозных убеждений людей. Понимание смысла жизни во многом определяет всю жизнь человека: его взаимоотношения с людьми, карьеру, поступки, род деятельности, материальное и социальное благополучие, нравственное и даже физическое здоровье. Состояние счастья или несчастья также во многом зависит от того, в чём человек видит своё назначение и как себя реализует. Такая зависимость у людей творческих особенно ярко выражается в их произведениях: и в тематике, и в образах, и в форме, и в способах передачи содержания. Некоторыми из них движет тщеславие, потребность в признании любой ценой, поэтому они вынуждены угождать «сильным мира сего», либо сооружать или сочинять что-нибудь такое, что обязательно поразило бы и запомнилось. Пусть Геростратова слава, но всё-таки слава! И тогда глупости и бесстыдству нет предела... К счастью, есть и другие, которых побуждает к деятельности любовь и сострадание к людям. Их творчество становится служением Богу и близким. Именно эта любовь и сострадание являются источником истинного вдохновения, имеющего Божественную природу, и приносят достойные плоды. Так создаются шедевры мировой культуры. Религиозная тематика в искусстве народов мираЕсли говорить о наиболее значимых произведениях искусства, то большая часть их посвящена религиозной тематике. Давайте рассмотрим творения художников и поэтов, принадлежащих к разным культурам и эпохам, чьи произведения посвящены вечным темам: Бог, Любовь, Жертвенность, Сострадание. Над картиной «Явление Христа народу» А. Иванов работал двадцать лет и отразил в ней все свои духовные поиски, эстетические надежды и нравственные идеалы. Вечным вопросам поиска веры и истины посвятили свои произведения И. Крамской и И. Репин. Величайший итальянский живописец Рафаэль Санти и его соотечественник — художник, архитектор, учёный и инженер Леонардо да Винчи — творили в эпоху Возрождения. Это был период утверждения так называемой гуманистической идеологии. Она декларировала признание самоценности человека и таким образом противостояла духовным ориентирам христианства. Тем не менее, духовные и эстетические идеалы Рафаэля и Леонардо да Винчи связаны с Христом и Мадонной (так в западной культуре называют Богородицу). Любовью, жизнью, гармонией и светом наполнены образы этих титанов эпохи Возрождения. Полотна крупнейшего представителя голландской живописи Рембранта Харменса ван Рейна «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына» посвящены также вечным проблемам: любовь и верность Господу, милосердие и всепрощение, покаяние и возвращение к Богу. Сюжеты Нового Завета «Распятие» и «Снятие с креста» — самые трагические, психологически острые и философски наиболее глубокие и сложные, поэтому к ним художники-мыслители обращаются особенно часто. Картина К. Юона «Купола и ласточки» была написана в 1921 г. Это было сложное и для христиан крайне неблагоприятное время, когда Церковь уже была отделена от государства, а верующие преследовались. Но звучит картина как гимн жизни, которая есть и будет, пока стоят, как сказал иеромонах Роман Матюшин, «твердыни Вселенныя, белые церкви, осколки Руси». Христианская тематика является неиссякаемым источником творческих поисков в разных видах искусства и для разных народов, хотя каждый народ имеет своё видение, своё мировоззрение и, соответственно, свои результаты творческого воплощения в виде самобытной национальной культуры. «Все нравственные искания личности, связанные с тем или иным типом культуры, — пишет наш современник, искусствовед М. М. Дунаев, — все различия национального характера, жизни народной определяются особенностями религиозной жизни, в которых развивалось историческое бытие нации. Даже когда человек рвёт невидимую связь с Богом, и тогда коренящиеся в глубинах народной жизни религиозные устои незримо определяют жизненный путь, миропонимание и мировидение каждого». Это особенно заметно при сравнении русской духовной поэзии разных периодов и разных авторов. Просто удивительно, что поэзия П. Вяземского, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, С. Бехтеева звучит для нас современно. Нас разделяют века, мы, к сожалению, уже не знаем значения некоторых слов, но то, что касается духовных переживаний, воспринимается так просто, искренне и глубоко, словно мы это написали сами. Простая и искренняя вера была достоянием русского народа на протяжении веков. И если душа русского человека эту веру утрачивала, то она уже не пела и красоты не видела. Она могла жить обычной жизнью, могла разрушать и мучаться, но петь и радоваться уже не могла. Высота идеалов, ясность духовного видения, цельность души и глубина чувств приходят с верой, с верой же и уходят. Истоки и своеобразие русской культурыОб истоках и своеобразии русской культуры М. М. Дунаев пишет: «Важно понять, что именно религиозные догматы — предмет для многих отвлечённый и кажущийся не обязательным и малоинтересным — определяют, хотя и не всякий это сознаёт, мировидение человека, его мышление, а в конечном итоге и тип поведения в миру. Выясняя ответ, даваемый русской религиозной мыслью на вековечно стоящий перед человечеством вопрос, мы можем выявить и своеобразие русской культуры вообще, русского способа мышления, национального мироосмысления. Именно выявление своеобразия, а не превознесение и не умаление русского типа культуры и есть наша главная задача. Православие за тысячу лет своего существования на Руси определило духовную направленность сознания русского человека.Ф. М. Достоевский утверждал: «Понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к Православию».Внедрившись в стихию народной жизни, эти ставшие нашей национальной особенностью начала незаметно и как бы помимо воли определяли миропонимание и поведение каждого (и даже вне видимой связи с верою иногда), поддерживали и вели человека от рождения до смерти. Эти начала народной жизни сохранялись в душе человека как закваска в тесте, как хмель в вине. Даже когда они полностью утрачивали свою религиозную форму — заложенную в соборное сознание человека и народа, они продолжали осуществляться в полноте народной жизни {...}. История каждого народа есть история обретения, утрат, поисков, ради нового обретения Истины. Русский народ — не исключение. История национального искусства всегда отражает такой путь народа, сопряжена с ним, является своего рода летописью этого исторического пути. Но искусство, запечатлевающее Истину, становится и хранилищем её, помогает Истине уцелеть во всех исторических бурях, относится к искусству религиозному, архитектуре храмов и монастырей, к русской православной иконе, к храмовой фресковой росписи». |
|