СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет истории религиозной культуры

  • Тема 1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?
    1. Роль Православия в жизни российского общества
    2. Возникновение христианства и Православной Церкви
    3. Истоки и традиции православного вероучения
    4. Источники знаний о Боге
    5. Крещение Руси

  • Тема 2. ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ
    1. Для чего строят храмы?
    2. Откуда взят образ храма?
    3. Древнее культовое зодчество на Руси
    4. Внутреннее устроение храма
    5. Святыни-храмы православного мира

  • Тема 3. РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО
    1. Религиозная тематика в искусстве
    2. Церковное искусство
    3. Иконопись на Руси
    4. Монументальная живопись в православном храме
    5. Символы православного искусства

    РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО

    3.2 ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО

    Назначение и особенности церковного искусства

    Религиозная тематика находит достойное место в искусстве любого народа. Однако, работая над религиозной темой, художник иногда так много вкладывает в неё своего собственного видения, личных переживаний и выводов, а порою находит столь оригинальные формы или так неожиданно толкует известный сюжет, что созданное им произведение отнести к религиозному искусству нельзя. Как же разобраться, что является религиозным искусством, а что нет? Каковы критерии такого отбора?

    Конечно же, прежде всего, следует помнить, что религиозное искусство должно служить задачам религии, в современном цивилизованном мире — Церкви, а главная задача Церкви — это спасение душ человеческих от греховной гибели. Определить, помогает ли то или иное произведение искусства решать эту задачу, безусловно, может только Церковь. Каждый может иметь личное мнение, оно может сходиться или расходиться с мнением других, меняться на протяжении жизни, но религиозное искусство развивается в соответствии с устоявшимися традициями и по законам, от нас не зависящим, но определяемым Церковью.

    Традиционное религиозное искусство России — это искусство церковное, православное. На протяжении веков складывались его традиции, довольно строгие, но сохраняющие его от обмирщения и вырождения, обеспечивающие его истинно духовное содержание и единство назначения и внешней формы. Эти традиции устанавливались не волею или мнением какого то отдельного лица, а соборным сознанием Церкви, закреплённым в её Предании.

    Русский человек в своих творческих исканиях и опытах очень часто обнаруживает способность подняться над личными интересами, сиюминутными проблемами до высочайшего духовного уровня. Не оскудевает русская культура талантами и гениальными творениями, тем не менее, далеко не всякое произведение на религиозную тему находит своё место в православном храме.

    Православное искусство имеет главную особенность, отличающую его от остального искусства: оно канонично, то есть строго подчиняется канонам, правилам, принципам, которые касаются не только содержания и формы, но и самого творческого процесса и его организации. Эти каноны являются частью Предания Церкви. Греческое слово «канон» первоначально означало тростниковую палку, или вообще всякую прямую палку, шест (трость), а отсюда, в переносном смысле — всё, что служит к выпрямлению, исправлению других вещей, изготовлению новых предметов, например: «плотницкий отвес» или так называемое «правило».

    Позднее это слово приобрело и другой, более отвлечённый смысл: так стали называть правило, норму, образец. Особенности православного искусства ярко выражены в русской иконописи.

    Русская икона

    Русская икона — явление совершенно уникальное в мировой культуре. Инославные конфессии тоже имеют в своих храмах изображения Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде Для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывать её, восторгаться, оценивать её художественные достоинства.

    Дело в том, что, как бы ни восхищался мир русской иконой, главное назначение её связано не с эстетической функцией. Икона не создаётся как картина для любования, украшения или наслаждения. Она создаётся для молитв, но вместе с тем не является кумиром, идолом, то есть конечной «инстанцией», объектом, к которому обращается молящийся. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного Бытия.

    Стоя перед обычным окном мы не можем увидеть мир, который за этим окном открывается, но можем рассматривать раму и стекло, обнаруживая все их недостатки или достоинства: прозрачность, блеск, чистоту или матовость, загрязнения. А иногда, переполненные эмоциями или проблемами, мы смотрим, но не видим ни самого окна, ни того, что за ним находится. Что мы видим, стоя перед иконой, также зависит от нас самих, наших желаний, эмоций, отношения к окружающему миру, нашего образования и воспитания.

    Поэтому искусствовед и историк увидят в иконе то, что их интересует: время её создания, авторство, принадлежность к той или иной школе и т. п. Но для верующего человека в храме всё это неважно, потому что он приходит сюда для общения с Богом, для молитвы. Отсюда совершенно особое отношение православных христиан к иконе — молитвенное предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание её как святыни, но не идолопоклонство.

    Иными словами, ценность в данном случае представляет не мастерство, не доска, не краски, а тот духовный мир, который через это «окно» открывается. И молятся христиане не «особой» доске и даже не изображению, а тому, кто на ней изображён. А когда христианин получает в результате своих молитв исцеление, не икона рассматривается источником исцеления, а только Бог (по молитвам того святого, который на иконе изображён и к кому молитвы обращались), поэтому благодарственные молебны служатся только Спасителю. В противном случае, иконы бы исцеляли всех подряд, однако, помощь даруется исключительно по вере и промыслу Божиему. Такое духовное, прежде всего молитвенное, назначение иконы определяет и её изобразительные особенности, которые образуют целую систему условностей русской церковной живописи.

      1. Прежде всего, следует сказать о сознательном нарушении пропорций изображаемых силуэтов Христа, Богородицы, ангелов и святых, то есть об удлинённости, неестественной вытянутости фигур. Сочетание очень высокого роста, удлинённости неземной лёгкости и изящества говорит о принадлежности к духовному миру и значимости обитателей его.
      2. Плоскостное изображение, то есть отсутствие передачи объёма фигур, тоже очень важная особенность иконописи, де лающая иконописное изображение сильно отличающимся от реалистической живописи. Художник-реалист с помощью передачи света и тени изображает предмет так, как он выглядит в мире земном. Но в отличие от мира земного, Горний мир наполнен не физическим светом, а прони¬зан светом духовным, который не даёт тени. Люди попадают в Горний мир только тогда, когда сами наполняются таким светом, поэтому, изображая духовную реальность, иконописец не пользуется способами передачи свойственного земной жизни трёхмерного пространства, то есть объёмного, имеющего длину, высоту, ширину. Он создаёт образ через силуэт, пластику, цвет, композицию, но не использует светотеневую проработку, потому что тени в Горнем мире просто не может быть, так как тень — это отсутствие света, знак тьмы.
      3. Отсутствие линейной перспективы также связано с особенностями духовного мира, в котором предметы, люди, духовные существа «разворачиваются» по отношению к зрителю или участнику не по законам земным, а по законам духовным. Реалистическая живопись изображает предметный мир по законам линейной перспективы, открытой художниками эпохи Возрождения. В этом случае все горизонтальные линии мысленно сходятся в одной точке, находящейся за плоскостью изображения. Это особенность взгляда «отсюда — туда», причём изображаемый мир расширяется, увеличивается по мере приближения к зрителю. При этом создаётся впечатление значимости самого зрителя и его субъективного восприятия. По мере удаления от зрителя изображаемый земной мир умаляется, скрывается и исчезает.

    В иконе может быть несколько точек схода горизонтальных линий, и они находятся перед плоскостью изображения, благодаря чему зритель перестаёт быть пассивной и абсолютно значимой фигурой. Попадая в точку схода этих линий, сам зритель как бы умаляется до беспредельно малой величины, но вместе с тем входит в духовный мир, открываемый иконой Фигуры и предметы, изображаемые на иконе, не удаляются и не скрываются в зависимости от расстояния, потому что в этом особом мире расстояние есть категория духовная, но не пространственная — по земным мерам.


    Hosted by uCoz