СОДЕРЖАНИЕВведение. Предмет истории религиозной культуры |
РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО3.2 ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВОНазначение и особенности церковного искусстваРелигиозная тематика находит достойное место в искусстве любого народа. Однако, работая над религиозной темой, художник иногда так много вкладывает в неё своего собственного видения, личных переживаний и выводов, а порою находит столь оригинальные формы или так неожиданно толкует известный сюжет, что созданное им произведение отнести к религиозному искусству нельзя. Как же разобраться, что является религиозным искусством, а что нет? Каковы критерии такого отбора? Конечно же, прежде всего, следует помнить, что религиозное искусство должно служить задачам религии, в современном цивилизованном мире — Церкви, а главная задача Церкви — это спасение душ человеческих от греховной гибели. Определить, помогает ли то или иное произведение искусства решать эту задачу, безусловно, может только Церковь. Каждый может иметь личное мнение, оно может сходиться или расходиться с мнением других, меняться на протяжении жизни, но религиозное искусство развивается в соответствии с устоявшимися традициями и по законам, от нас не зависящим, но определяемым Церковью. Традиционное религиозное искусство России — это искусство церковное, православное. На протяжении веков складывались его традиции, довольно строгие, но сохраняющие его от обмирщения и вырождения, обеспечивающие его истинно духовное содержание и единство назначения и внешней формы. Эти традиции устанавливались не волею или мнением какого то отдельного лица, а соборным сознанием Церкви, закреплённым в её Предании. Русский человек в своих творческих исканиях и опытах очень часто обнаруживает способность подняться над личными интересами, сиюминутными проблемами до высочайшего духовного уровня. Не оскудевает русская культура талантами и гениальными творениями, тем не менее, далеко не всякое произведение на религиозную тему находит своё место в православном храме. Православное искусство имеет главную особенность, отличающую его от остального искусства: оно канонично, то есть строго подчиняется канонам, правилам, принципам, которые касаются не только содержания и формы, но и самого творческого процесса и его организации. Эти каноны являются частью Предания Церкви. Греческое слово «канон» первоначально означало тростниковую палку, или вообще всякую прямую палку, шест (трость), а отсюда, в переносном смысле — всё, что служит к выпрямлению, исправлению других вещей, изготовлению новых предметов, например: «плотницкий отвес» или так называемое «правило». Позднее это слово приобрело и другой, более отвлечённый смысл: так стали называть правило, норму, образец. Особенности православного искусства ярко выражены в русской иконописи. Русская иконаРусская икона — явление совершенно уникальное в мировой культуре. Инославные конфессии тоже имеют в своих храмах изображения Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде Для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывать её, восторгаться, оценивать её художественные достоинства. Дело в том, что, как бы ни восхищался мир русской иконой, главное назначение её связано не с эстетической функцией. Икона не создаётся как картина для любования, украшения или наслаждения. Она создаётся для молитв, но вместе с тем не является кумиром, идолом, то есть конечной «инстанцией», объектом, к которому обращается молящийся. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного Бытия. Стоя перед обычным окном мы не можем увидеть мир, который за этим окном открывается, но можем рассматривать раму и стекло, обнаруживая все их недостатки или достоинства: прозрачность, блеск, чистоту или матовость, загрязнения. А иногда, переполненные эмоциями или проблемами, мы смотрим, но не видим ни самого окна, ни того, что за ним находится. Что мы видим, стоя перед иконой, также зависит от нас самих, наших желаний, эмоций, отношения к окружающему миру, нашего образования и воспитания. Поэтому искусствовед и историк увидят в иконе то, что их интересует: время её создания, авторство, принадлежность к той или иной школе и т. п. Но для верующего человека в храме всё это неважно, потому что он приходит сюда для общения с Богом, для молитвы. Отсюда совершенно особое отношение православных христиан к иконе — молитвенное предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание её как святыни, но не идолопоклонство. Иными словами, ценность в данном случае представляет не мастерство, не доска, не краски, а тот духовный мир, который через это «окно» открывается. И молятся христиане не «особой» доске и даже не изображению, а тому, кто на ней изображён. А когда христианин получает в результате своих молитв исцеление, не икона рассматривается источником исцеления, а только Бог (по молитвам того святого, который на иконе изображён и к кому молитвы обращались), поэтому благодарственные молебны служатся только Спасителю. В противном случае, иконы бы исцеляли всех подряд, однако, помощь даруется исключительно по вере и промыслу Божиему. Такое духовное, прежде всего молитвенное, назначение иконы определяет и её изобразительные особенности, которые образуют целую систему условностей русской церковной живописи.
В иконе может быть несколько точек схода горизонтальных линий, и они находятся перед плоскостью изображения, благодаря чему зритель перестаёт быть пассивной и абсолютно значимой фигурой. Попадая в точку схода этих линий, сам зритель как бы умаляется до беспредельно малой величины, но вместе с тем входит в духовный мир, открываемый иконой Фигуры и предметы, изображаемые на иконе, не удаляются и не скрываются в зависимости от расстояния, потому что в этом особом мире расстояние есть категория духовная, но не пространственная — по земным мерам. |
|