СОДЕРЖАНИЕВведение. Предмет истории религиозной культуры |
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?1.3 ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯСуть учения ХристаИисус Христос не разрабатывал религиозно-философских теорий, не создавал учений и не оставлял после Себя никаких записи. Всё, что мы знаем о Спасителе, было записано и передано очевидцами. Сама жизнь, крестная смерть и Воскресение Его были выполнением Божественной Воли и служением людям. И проповедями, и делами Он нёс Благую Весть о Царствии Небесном, которое есть «не от мира сего», а касается душевного, внутреннего устроения человека. Христос был не просто проповедником, но образцом иного бытия Божественного в человеческом, бытия человека в действенной любви к ближнему и в служении ему. Это противоположно эгоистическому существованию и не имеет ничего общего с формальным выполнением внешних этических законов, так как важна сама причина, побуждающая человека служить другим людям: такой причиной должны быть любовь и сострадание, но не корыстные соображения. Христос не приобретал ничего для Себя и ничего не имел, вся жизнь Его была отдана людям: Он исцелял болезни и немощи, воскрешал мёртвых, утешал, наставлял, принял страдания и смерть за грехи человеческие и ...воскрес. В этом заключается Его миссия и Его учение. Христос есть Любовь. Жить в Любви (во Христе) — это есть путь, заповедованный Спасителем мира. Это и есть Истина, ибо Любовь имеет Божественное происхождение и является источником жизни и земной, и вечной. «Я есмь путь и истина, и Жизнь» [Ин.14:6]. Кого и как учит любить Спаситель, какой Любовью может спастись мир? Об этом говорится в главе 22 Евангелия от Матфея: «37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею и всем разумением твоим; 38. Сия есть первая и наибольшая заповедь; 39. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». В этом суть Спасения, дарованного людям: через обретение любви к Богу и ближнему — обретение бессмертия, то есть жизни вечной. Судьба всего человечества также зависит от любви друг к другу: какими бы строгими ни были законы и договоры, принимаемые и заключаемые людьми, они очень мало защищают от обмана и насилия, если в сердцах человеческих нет места искренней любви и состраданию. Только любовь, сострадание и уважение друг к другу могут стать надёжной гарантией от зла, лжи и насилия. Чтобы действительно исполнять и нравственные, и юридические законы, необходима любовь к Всевышнему и окружающим людям. Люди, не имеющие такой любви, не в состоянии уживаться с общепринятыми законами человеческого общежития. «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить» [Мф.5:17]. Во что верят православные христиане.Основы православной веры.Православная Церковь ведёт своё начало от апостолов. Она бережно хранит и неукоснительно соблюдает основы христианского вероучения, утверждённые Вселенскими Соборами. Поэтому она называется Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью. Вся догматика, устроение и практика Православия направлены на общение с Богом, «жизнь по Христу и во Христе». Православное вероучение (как и вообще христианское) по своей сущности является сверхрациональным, сверхразумным и сверхрассудочным, потому что источником его были не человеческие рассуждения, соображения или творческие поиски, а Божественное откровение, превышающее пределы человеческого разума. Энциклопедия для детей «Религии мира» рассказывает о христианстве: «Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум человека не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Таинственно проявление Божественной любви, посылающей Сына Божия на смерть. Тайной является «неслиянное и нераздельное» соединение Божественной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божия от Пречистой Девы. Непостижима для национального ума возможность воскресения после смерти и то, что смерть одного человека (и одновременно Бога) спасает от смерти всё человечество. Необъяснимо с точки зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства — причащение, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), и приобщение верующих через вкушение этих Божественных Даров к Богу. Тайны эти можно постичь, только уверовав, а вера, по определению апостола Павла, «...есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» [Евр. 11:1]. Господь просветляет разум человека и преобразует всё его существо, давая возможность непосредственного видения духовной реальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых и праведников составляет священное Предание христиан. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, воплощены в Священном Писании христиан — Библии...». Таким образом, источниками православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Основные положения, утверждения, безоговорочно принимаемые на веру за непреложную истину, называются догматами. Всё, во что должен верить и что должен исповедовать, то есть открыто признавать, православный христианин, кратко сформулировано отцами Церкви на Никейском и Константинопольском Вселенских Соборах и составляет Символ веры. Православная Церковь сохранила Символ веры без изменений, он читается во время каждого богослужения и ежедневных домашних молитв. Человек, не принимающий хотя бы один догмат Символа веры, не может стать членом Православной Церкви. Тринитарное учениеТринитарное учение, или учение о Святой Троице, является первым из основных догматов Церкви. Оно заключается в том, что Бог един в трёх Лицах, или Ипостасях (греческое слово «ипостась» имеет много значений, но в данном случае подразумевается «личность»). Троица есть: Бог Отец (Творец, Создатель), Бог Сын (Логос, греч. «логос» одновременно означает и слово, и разум) и Бог Дух Святой. Божественные Лица имеют разные ипостасные свойства: вечно Сущий Отец является Источником Бога Сына и Духа Святого. Сын рожден, но не во времени и не в пространстве («преж¬де всех век»). Так же предвечно Дух Святой выражает жизнь Бога Отца и потому зовется дыханием Отца, или Духом Отца. Все три Лица обладают одной природой или сущностью, то есть единосущны и являются не тремя богами, а одним единым Богом — Троицей Единосущной. Иногда для пояснения тайны Пресвятой Троицы отцы Церкви прибегают к образам, заимствованным из материальной жизни. Например, огонь, порождаемый им свет и исходящее от него тепло. ХристологияУчение о Лице господа Иисуса Христа — второй основной догмат. Бог Сын был рождён в вечности, до возникновения мира, но две тысячи лет назад воплотился, родившись человеком от Духа Святого и Девы Марии, соединив в Себе две природы (сущности): Божественную и человеческую. |
|