СОДЕРЖАНИЕВведение. Предмет истории религиозной культуры |
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?1.1 РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВАРусская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков её развития связывалось и связывается теперь с её глубоким духовным содержанием. Не только истоки этой духовности и народные традиции, но и тематика, идеи и образный язык лучших произведений современного искусства России восходят к православной этике и истории христианства. Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношения россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. Что же такое Православие, и почему именно эта религия в течение всей истории русского народа выполняет так много функций в его жизни? И почему оно никого не принуждает к обращению в православную веру и вместе с тем так открыто? Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем «невыгодно» и даже опасно, так как «гости» или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традиционно православного государства? Видимо, Православная Церковь и русский народ несёт в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы Православия. Русский и православныйПонятия «русский» и «православный» на Руси до XX века означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре. Православным, а значит русским, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству. В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и этике, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Далеко не каждый народ в современном мире может продемонстрировать такое благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам. Православие и государствоНаши предки до X века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения. Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа. Так было до тех пор, пока Православие было государственной религией. В связи с тем, что в XVIII и XIX веках многие народы и государства вошли в состав Великой Российской Империи, здесь стали распространяться и другие религии (ислам, буддизм), и инославные исповедания (католицизм и протестантизм). Это оказалось возможным потому, что Русская Православная Церковь никогда не проводила насильственного обращения народов в Православие. Однако Православие оставалось по-прежнему государственной религией, и переход в Православие поддерживался и поощрялся. После Октябрьской революции, 20 января 1918 года, новое российское правительство приняло Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Государство и общество было объявлено атеистическим (атеизм — отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения. Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России. С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Этому предшествовала и в значительной степени «способствовала» чрезмерная активность проповедников-сектантов и миссионеров (распространителей) иных религий, а также разного рода «целителей». Они так смело и широко развернули деятельность по распространению литературы, разнообразных фетишей (фетиш — предмет, «наделённый сверхъестественными свойствами»), по пропаганде своих «воспитательных» программ, мероприятий и методов «оздоровления и духовной помощи», что результаты дали возможность россиянам очень быстро оценить по достоинству предлагаемые ими «пути к спасению», а в поисках защиты и духовной поддержки обратиться к родным традициям. В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России, так как традиции православной религии сохранялись в России на протяжении всей её истории и отразились во всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, искусство. |
|