СОДЕРЖАНИЕВведение. Предмет истории религиозной культуры |
РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО3.3 ИКОНОПИСЬ НА РУСИИстория появления иконописиДо V-VII вв., то есть до начала формирования западной и восточной традиций, икона была общим достоянием всех христианских церквей. Но далее на Востоке и Западе сложились разные условия для проповеди Евангелия и наметились особенности религиозных традиций, в том числе и в области церковного искусства. Западное христианство стремилось сделать Благую Весть более доступной и понятной. С этой целью Западная Церковь пыталась духовное содержание приблизить к реальной материальной жизни, поэтому в Западной Европе церковное искусство становилось всё более реалистичным иллюстрированием Библии и широко использовало скульптурные изображения Христа, Богородицы, ангелов, святых, а икона превратилась в картину на религиозный сюжет. В Восточной Церкви иконопись развивалась совершенно иначе. Здесь реализовывалась идея поднятия самого человека до уровня духовного бытия, и проповедь Евангелия строилась по пути восхождения чувств и разума: от видимого — к умозрительному, от изображения — к символу и знаку. Со временем икона стала своего рода знаковым изображением, духовным текстом, который способствует внутреннему созерцанию, молитвенному состоянию, искреннему общению с Богом в глубине своей души, но не для возбуждения воображения и мечтательности. Икона стала окном в невидимый духовный мир. Использование в храмах круглой (обозреваемой со всех сторон) скульптуры Византийская Церковь запретила ещё в VII веке. В 988 г. Древняя Русь, став христианским государством, перенимает от Византии православные традиции, в том числе в сфере церковного искусства. Усвоение этих традиций и их творческая переработка породили оригинальное и самобытное явление — русскую икону. Зарождение русской иконописи связано с именем Алимпия Печерского (Алипия), инока Киево-Печерского монастыря (умер в 1114 г). Сведений о других русских иконописцах этого или более раннего периода не сохранилось. Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки. Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы в уединении, благословение духовного наставника. Труд иконописца сопровождался непрестанными молитвами не только личными, но и всего монастыря, где создавалась икона. Существует правило: для начинающего иконописца первой работой должна быть икона «Спас Нерукотворный». Эта икона имеет обычно правильную квадратную форму, на ней изображается только лик Иисуса Христа крупным планом с прядями волос, расходящимися вправо и влево. Взор Спасителя обращен прямо на стоящего перед иконой. Этот образ особо почитаем и распространён на Руси. Предание так рассказывает о появлении этого образа. Благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу Христу написать Его портрет. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом (платом), на котором чудесным образом отпечатался Его Лик. Иисус вручил художнику плат с письмом для царя. Tax появилась первая икона. Авгарь, считая этот Образ охраняющим от бед, поместил Его в особую нишу над городскими воротами. Позднее образ был замурован черепицей (глиняной доской) и кирпичами. Согласно преданию, когда христиане потом открыли нишу, то увидели, что натоже отпечатался Лик Спасителя. В 944 г. оба Образа с большими почестями перенесли в Константинополь, но после взятия города крестоносцами в 1204 г. они были утеряны. На Руси со временем сложились очень строгие каноны иконографии: устойчивый набор сюжетов, типы изображения и композиционные схемы. В иконописной практике применялись образцы — рисунки, а позднее — прориси (контурные кальки). Они сохраняли иконопись от нарушения традиций и уклонения в ересь и Пишут иконы на деревянных досках, в Византии для этого использовали кипарис, у нас — сосну, липу. Краски замешивались на натуральном желтке и долго сохраняли яркость цвета. Но вместо лака использовали олифу, которая через 70-80 лет темнела, а из-за этого становилось тёмным само изображение. Такие потемневшие иконы отпускали по реке вверх ликом или «записывали», то есть на них писали ещё раз. А иногда и несколько раз. Поэтому при реставрации икон под верхним слоем часто находили более древнее письмо. Русские иконописцыНе только к творчеству, но и к жизни мастеров-иконописцев на Руси предъявляли очень строгие требования. А в 1551 г. на основе выработанных ранее правил Собор Русской Церкви принял такое решение: «Подобает быть живописцу смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, не могущими же по закону жениться и браком сочетаться, и приходить к отцам духовным часто и во всём исповедоваться и по их наставлению и учению жить в посте, и в молитве, и в воздержании со смиреннолюбием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам. Если же кто из самих тех мастеров живописцев или их учеников начнет жить не по правильному установлению в пьянстве и нечистоте и во всяком бесчинстве, то от дела иконного таких отлучать и не велеть того касаться, чтобы боялись сказанного: проклят творящий дело Божие с небрежением». История сохранила не так много имён древнерусских иконописцев, хотя иконописание было очень распространено на Руси: икон требовалось огромное количество, без них не обходился ни один дом, они сопровождали каждого христианина в повседневной жизни, в путешествиях, во время выполнения ратных подвигов и т. д. Причиной тому является соборность создания икон и традиция не подписывать их. При соборном творчестве разные мастера писали разные части иконы: знаменщики определяли основную композицию, личники писали лики, доличники — одежды и элементы внешней обстановки, позолотчики покрывали золотом, олифщики олифили и т. д. Главный мастер был духовным наставником в творчестве для других иконописцев, именно от него зависела главная идея и воплощение сакрального (священного, божественного) смысла изображаемого. Такое соборное иконотворчество, осознаваемое как выполнение воли Творца, бескорыстное и смиренное Ему служение, как правило, оставалось безымянным. Но благодаря историческим документам и немногочисленным автографам на стенах храмов, полях и затыльях (оборотах) икон, до нас всё же дошли имена некоторых мастеров того времени. Феофан Грек (около 1340 г. — после 1405 г.)Феофан Грек (или Гречин) расписал более 40 церквей в разных городах и странах. На Русь он приехал уже известным мастером. Сначала Феофан Грек прибыл из Византии через Кафу (Феодосию) и Киев в Великий Новгород и здесь жил и трудился. Потом работал в Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне. В Москву Феофан Грек перебрался в 90-х годах. Самой достоверной из сохранившихся московских работ Грека считается деисусныи чин иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (кроме иконы св. Георгия), но и этот факт берётся некоторыми учёными под сомнение. Феофан Грек был одним из византийских христиан, которые принесли на Русь исихазм — «умное делание», учение об обретении постоянного молитвенного состояния через непрерывную Иисусову молитву. Церковный писатель Епифаний Премудрый в письме к Кириллу Туровскому говорит о Феофане: «зело философ хитр... книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех». Автор рассказывает много интересного о Феофане, о его точном и быстром рисунке, о свободной и смелой манере творить на глазах у посторонних, одновременно беседуя о самых сложных философских вопросах. В живописи Феофана Грека ярко выражено сочетание аскетического самоуглубления с напряжённым духовным поиском пути к Истине. Творчество его необычайно лаконично, почти монохромно, образы создаются широкими энергичными мазками, высветлениями и выразительными бликами (по древнерусской терминологии — «пробела» или «движки»). Андрей Рублёв (около 1360/1370 г. — около 1427 г.)Сведений о жизни Андрея Рублёва очень немного. Предполагают, что родился он в Москве. Был чернецом Спасо-Андронникова монастыря, где умер и погребён. Имя Андрей получил при монашеском постриге. К числу произведений, выполненных Рублёвым, относят местный чин иконостаса Успенского собора «на Городке» в Звенигороде и фрагменты фресок этого храма. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублёв участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Московском Кремле. Именно здесь великие иконописцы впервые создали высокий иконостас, закрывающий алтарь полностью от глаз прихожан и получивший название «русский». До этого времени иконостас представлял собой невысокую перегородку. Известно, что Андрей Рублёв расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.), Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре. Всем известна икона А. Рублёва «Святая Троица» (или «Троица Ветхозаветная»). Долгое время считалось, что она создавалась для Троицкого собора Троще-Сергиевой лавры. Но есть документы, которые говорят, что эту икону подарил лавре царь Иоанн Грозный. Икона по размеру подходит иконостасу Успенского собора «на Городке», вероятно, для него «Троица» создавалась, а после пожара в Москве 1547 г. попала в руки государя, который потом подарил её Троице-Сергиевой лавре. Ветхозаветный сюжет явления Аврааму Самого Триединого Бога иконописцы до Андрея Рублёва передавали, изображая всех участников события: Авраама, Сарру, слугу, по распоряжению Авраама «закалающего» тельца для угощения путников. Рублёв переосмыслил сложившуюся иконографическую схему и создал новую, освободив её от подробностей сюжета и сосредоточив всё внимание на единстве трёх фигур, раскрывая и утверждая догмат о Троичности Бога. Чаша с головой тельца, стоящая на столе, символизирует крестную жертву Христа во искупление грехов всего человеческого рода. Если творчество Феофана Грека динамично, напряжённо и выражает его духовную стремительность в поиске Истины, то произведения Андрея Рублёва демонстрируют обретение Божественной Истины, растворение в ней, согласие и гармонию. Андрей Рублёв был также исихастом. Православная Церковь причислила его к лику святых в чине преподобного (ставшего подобным Христу). |
|