СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет истории религиозной культуры

  • Тема 1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?
    1. Роль Православия в жизни российского общества
    2. Возникновение христианства и Православной Церкви
    3. Истоки и традиции православного вероучения
    4. Источники знаний о Боге
    5. Крещение Руси

  • Тема 2. ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ
    1. Для чего строят храмы?
    2. Откуда взят образ храма?
    3. Древнее культовое зодчество на Руси
    4. Внутреннее устроение храма
    5. Святыни-храмы православного мира

  • Тема 3. РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО
    1. Религиозная тематика в искусстве
    2. Церковное искусство
    3. Иконопись на Руси
    4. Монументальная живопись в православном храме
    5. Символы православного искусства

    Храм - дом Божий

    2.4 ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЕНИЕ ХРАМА

    Назначение и символическое значение частей храма

    Новозаветный храм сохраняет традиции устроения ветхозаветной Скинии Собрания и Откровения и имеет три главных части:

    1. Aлтарь (в Скинии — Святое Святых);
    2. Средняя часть храма, то есть собственно храм — место собрания и моления верующих, неф (в Скинии — Святилище);
    3. Притвор (соответствует двору Скинии).

    Алтарь символизирует Небесное Божие Царство. До пришествия Христа и искупления Им грехов человеческих Царствие Небесное было закрыто даже для праведников, поэтому в Святое Святых ветхозаветного храма никто не мог входить, кроме первосвященника, но и ему позволялось входить туда только один раз в году, принося жертву Богу.

    Интерьер церкви Св. Николая Чудотворца Московского подворья Пюхтицкого женского монастыря.

    В новозаветном храме алтарь открывается во все важнейшие моменты богослужения в знак того, что после искупительной жертвы Христа Царствие Небесное открылось. Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении и только во время службы.

    Средняя часть храма, где теперь стоят верные христиане, соответствует ветхозаветному святилищу, в котором служил священник (в ветхозаветном храме народ сюда не входил). Здесь стоят подсвечники, куда прихожане ставят свечи — символические жертвы Богу. Эти подсвечники выполняют функции ветхозаветного жертвенника, который раньше находился во дворе Скинии.

    Притвор соответствует двору ветхозаветного храма. Поскольку из Церкви Христовой никто не может быть изгнан, такого двора быть не должно, но он чаще всего всё-таки делается: по древней традиции здесь стояли оглашенные, то есть те, кто ещё только готовился стать христианами. Здесь могут также находиться тяжело согрешившие или отступившие от веры Христовой прихожане, которым, по церковным правилам, временно запрещается стоять в храме.

    Сравнивая назначение частей ветхозаветного и новозаветного храмов, мы видим, как символично воплотились слова Евангелия: "Приблизилось Царствие Небесное". Снаружи, у входа в храм, устраивается площадка — паперть

    Алтарь

    Алтарь устраивается в восточной части храма. В центре его находится самое главное место во всём храме — престол, символизирующий небесный престол Божий. На престоле в дарохранительнице, имеющей вид небольшой церкви, сохраняются Святые Дары. Для перенесения Святых Даров больным на дом используется дароносица.
    Напрестольное Евангелие. XVII в. Семисвечник напрестольный. Потир с набором Принадлежностей.

    На престоле всегда лежит напрестольное Евангелие, напрестольный крест, антиминс — плат с изображением положения Христа во гроб и вложенной частицей святых мощей, губка для собирания частиц Святых Даров, илитон — шёлковый плат, в который заворачивается антиминс с губкой, и стоит семисвечник.
    Дискос. Звездица. Лжица.

    В восточной части алтаря, за престолом, находится «запрестольный образ», представляющий обычно Христа Спасителя на царском троне или Воскресение Христово. Место между престолом и запрестольным образом называется горним, то есть высоким, возвышенным.
    Тарелочки. Большое и малое копие. Воздух.

    В северной части алтаря стоит стол, называемый жертвенником. На нём готовятся Святые Дары, для чего здесь располагаются особые предметы: Святой Потир (Чаша), дискос, звездица, лжица, копие, покровец (для отдельного покрытия дискоса и Потира), воздух (для покрытия дискоса и Потира вместе) и ковшик.

    Иконостас

    Алтарь закрывается от средней части храма иконостасом. Он имеет три двери. Средние двери называются Царскими Вратами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами (Тело и Кровь Христовы, то есть Царскими вратами входит Сам Господь, Царь Славы). На Царских Вратах изображаются: сюжет Благовещения и образы четырёх евангелистов. Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы.
    Иконостас Троицкого собора Свято-Данилова монастыря.

    Священники проходят через эти врата во время богослужения очень редко, а епископы почти никогда, так как во время богослужения они символически изображают Христа Спасителя и потому проходят через Царские Врата.

    Иконы на иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам (чинам). Справа от Царских Врат находится икона Спасителя, а слева — Божьей Матери. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображён святой или священное событие, которому посвящен храм). Это местный ярус. Иногда икона Спасителя здесь заменяется иконой Троицы. Над местным ярусом располагается второй, праздничный чин, на котором отображены главные православные праздники. Третий ярус называется апостольским, потому что на нём представлены апостолы. Четвёртый ярус содержит изображения святителей, то есть святых епископов, а пятый — пророков.

    Интерьер церкви Серафима Саровского Свято-Данилова монастыря. Москва.

    В середине иконостаса часто помещается икона, называемая «Деисус» (или «Деисис»), то есть «Моление», она изображает Спасителя на престоле с Божьей Матерью и Иоанном Крестителем, стоящими пред Ним. Эта икона символизирует совершенную молитву, так как Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча являются святейшими представителями человеческого рода, а молитва их — совершенной. Непосредственно над Царскими Вратами располагается икона «Тайная вечеря», потому что через эти врата выносят Святые Дары. Весь алтарь находится на возвышенном месте, которое выходит в среднюю часть храма и называется здесь солеёй. Перед Царскими Вратами от солеи к середине храма отходит выступ — амвон, на котором диакон или священник произносят ектинии и читают Святое Евангелие.

    По обеим сторонам от солеи расположены клиросы, где стоят певчие и чтецы. Даже при строгом соблюдении установленных правил и сформировавшихся традиций в устроении православных храмов, каждый из них отличается от других не только снаружи, но и внутри.

    Специальные храмовые предметы

    В храме используются высокие столики особой формы со скошенной верхней доской — аналои. На них кладут иконы, Евангелие и другие предметы, чтобы прихожане могли к ним прикладываться (целовать).

    Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется канун. Перед ним совершаются панихиды и другие заупокойные богослужения, сюда ставятся свечи для поминания усопших.

    Перед иконами и аналоем с праздничной иконой и Евангелием стоят подсвечники, на которые христиане ставят свечи, символизирующие жертву Господу — горящие любовью к Богу сердца.

    В центре храма висит люстра — паникадило, которое тоже «участвует» в богослужении: зажигается и гасится в зависимости от того, радостные или печальные события вспоминаются во время службы.

    В храме священником совершается каждение: в кадило на горящие угольки кладут ладан (душистую древесную смолу), ладан, нагреваясь, тает и источает ароматный дым. Каждение перед иконами и престолом Божиим символизирует молитву, которая, как душистый дым ладана, должна подниматься к Богу. Перед каждой иконой в храме висит лампада.


    Hosted by uCoz