СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет истории религиозной культуры

  • Тема 1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?
    1. Роль Православия в жизни российского общества
    2. Возникновение христианства и Православной Церкви
    3. Истоки и традиции православного вероучения
    4. Источники знаний о Боге
    5. Крещение Руси

  • Тема 2. ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ
    1. Для чего строят храмы?
    2. Откуда взят образ храма?
    3. Древнее культовое зодчество на Руси
    4. Внутреннее устроение храма
    5. Святыни-храмы православного мира

  • Тема 3. РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО
    1. Религиозная тематика в искусстве
    2. Церковное искусство
    3. Иконопись на Руси
    4. Монументальная живопись в православном храме
    5. Символы православного искусства

    Храм - дом Божий

    2.5 СВЯТЫНИ — ХРАМЫ ПРАВОСЛАВНОГО МИРА

    Храм Воскресения Господня в Иерусалиме

    Все православные храмы, маленькие и большие, белые или многоцветные, посвящены Господу, поэтому для совершения таинств и богослужений, для общих или частных молитв все они равны.И всё-таки в мире есть храмы, особенные для памяти людей всего мира; это храмы-святыни, построенные там, где жил, страдал и воскрес Сам Иисус Христос — Спаситель мира.

    Камень Помазания. Храм Воскресения Господня. Иерусалим.

    Величайшей святыней-храмом не только для православного, но и всего мира вообще является храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Своей огромной кровлей он покрывает и Голгофу, где был распят Иисус, и место Его бичевания, и пещеру-гроб, куда был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой встретила воскресшего Христа.Храм воздвигнут императором Константином Великим и его матерью царицей Еленой в IV веке.

    Не прекращается поток паломников со всего мира в храм Воскресения Господня.Войдя в полутёмный притвор этого величественного храма, паломники с благоговейным трепетом припадают к первому святому месту — Камню Помазания. Это природная скала, на которой Иосиф Аримафейский и Никодим положили Тело Иисуса после снятия с креста, помазали благовонным миром и обвили плащаницей. С древнейших времён на скале лежит продолговатый бело-розового цвета мрамор, длина его 3 м, ширина — 1 м. По бокам стоят огромные подсвечники и висят неугасимые лампады, которые принадлежат христианам всего мира.Следуя влево под арку колонн, паломники видят устроенную под высоким куполом храма мраморную часовню, по-гречески — Кувуклию. Это и есть пещера Гроба Господня, величайшая святыня мира. При входе в Кувуклию стоит огромное количество лампад и подсвечников.

    Кувуклия имеет два придела. Первый называется приделом Ангела, сидевшего на камне после Воскресения Христа. Часть этого камня вделана в вазу из мрамора, которая стоит посреди придела. А второй придел — Сам Гроб Господень, куда было положено Пречистое Тело Богочеловека.

    Справа от Камня Помазания крутая мраморная лестница ведёт на Голгофу, гору, которая была местом казни преступников и где была совершена Искупительная Жертва Христа за весь мир. С правой стороны от Места Распятия в скале видна глубокая трещина, образовавшаяся во время землетрясения при Крестной смерти Спасителя. Согласно преданию, Адам был погребён в Голгофском холме, и Честная Кровь Спасителя сквозь образовавшуюся от землетрясения расщелину протекла и омыла прах праотца от первого греха. В память об этом под Святой Голгофой сооружена часовня Адама, из которой через стеклянное окно можно видеть эту расщелину, идущую с самого верха Святой Горы.

    Напротив Голгофы находится камень "Узы Спасителя" придела Темницы Христовой, здесь пребывал Спаситель, когда приготавливалось орудие Его казни. Ноги Иисуса были в каменных колодках, до сих пор сохраняемых под алтарём. Недалеко от придела Темницы Христовой находится придел мученика Лонгина-сотника, уверовавшего в Христа при виде знамений во время Его смерти. Здесь была обретена глава этого святого мученика.

    Есть в храме Воскресения и много других приделов, например, придел Поругания и Тернового Венца. Под престолом этого придела находится часть камня, на котором Христос сидел, когда надевали на Него терновый венец. Здесь же Его бичевали. В России, близ Москвы, в 1656-1685 гг. был в точности повторён иерусалимский храм Воскресения Господня. Место, где находится этот храм (комплекс храмов) носит название «Новый Иерусалим». Здесь располагается Воскресенский ставропигиальный мужской монастырь, основанный в 1656 г. Святейшим Патриархом Никоном. По Уставу, утверждённому Патриархом Никоном, даже богослужение в монастыре совершалось по чину иерусалимского храма Святого Гроба Господня. 14 июля 1919 г. монастырь был закрыт. В 1995 г. открыт вновь.

    Благодатный огонь над Гробом Господним

    С основания иерусалимского храма Воскресения Господня историки и паломники стали свидетельствовать о невероятном чуде над Гробом Господним, которое повторяется с тех пор ежегодно в Великую Субботу по Православному календарю (суббота накануне православной Пасхи).

    Примерно в полдень Великой Субботы со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом Процессия входит в храм Воскресения, направляется в Кувуклию и, трижды обойдя её, останавливается перед её вратами. К этому времени сюда собираются десятки тысяч людей разных национальностей со всего мира. Они в напряжённом молчании и молитве ждут чуда, которое является Божиим благословением мира на текущий год.
    Часовня Ангела перед входом в Святую Гробницу в Храме Гроба Господня. Иерусалим.

    У входа в Кувуклию Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и весь Гроб Господень, чтобы не оказалось чего-нибудь, что может произвести огонь. В одном длинном хитоне Патриарх входит внутрь и на коленях перед Гробом молит Бога о ниспослании Святого Огня. Каждый раз эта молитва длится по-разному: иногда несколько минут, иногда часами И вдруг на мраморной плите Гроба появляется как бы роса в виде голубоватых шариков. Патриарх прикасается к ним ваткой, она воспламеняется особым прохладным Огнём, которым он зажигает лампаду и свечи, затем выносит их в храм и передаёт армянскому священнику, а затем Огонь быстро распространяется, и его получают остальные присутствующие. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых Огней вспыхивают под куполом храма.

    Восторг и ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, передают Благодатный Огонь, через минуту — весь храм в Огне. В первые минуты Святой Огонь имеет особые свойства: он не обжигает, и пучками из 33 свечей, горящими Благодатным Огнём, люди водят по волосам, одежде, «купаются» в Огне, но пожаров не бывает. Через некоторое время Огонь приобретает естественные свойства земного огня, и полицейские заставляют тушить свечи, но сделать это очень трудно, потому что ликованию народа нет предела. Благодатный Огонь сходит только по молитвам православного Патриарха. В своё время жившая в Иерусалиме армянская община претендовала на первенство получения Святого Огня. Она, подкупив турецких чиновников, пришла в храм раньше других и закрыла двери. Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а православный Иерусалимский Патриарх со своей паствой плакал на улице. Вдруг молния ударила в колонну около Патриарха, рассекла её, из неё вышел Благодатный Огонь и перекинулся на свечи православных. С тех пор никто из представителей других конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в Гробе Господнем и получать первыми Благословение в виде Благодатного Огня. А колонна, рассечённая Святым Огнём, до сих пор стоит и напоминает о тех событиях.

    В мае 1992 г. впервые после 79-летнего перерыва Благодатный Огонь был доставлен на русскую землю. Группа паломников из священнослужителей и мирян по благословению Святейшего Патриарха пронесла Огонь от Гроба Господня через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади Москвы, у подножия памятника святым равноапостольным учителям словенским Кириллу и Мефодию.


    Hosted by uCoz