СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет истории религиозной культуры

  • Тема 1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?
    1. Роль Православия в жизни российского общества
    2. Возникновение христианства и Православной Церкви
    3. Истоки и традиции православного вероучения
    4. Источники знаний о Боге
    5. Крещение Руси

  • Тема 2. ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ
    1. Для чего строят храмы?
    2. Откуда взят образ храма?
    3. Древнее культовое зодчество на Руси
    4. Внутреннее устроение храма
    5. Святыни-храмы православного мира

  • Тема 3. РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО
    1. Религиозная тематика в искусстве
    2. Церковное искусство
    3. Иконопись на Руси
    4. Монументальная живопись в православном храме
    5. Символы православного искусства

    ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?

    1.2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    Что такое Православие и что такое христианство?

    Вы уже знаете, что в X веке Русь приняла христианство, но мы говорим и по-другому: Русь стала православной. Как же правильно: Русь приняла христианство или Православие? Правильно и то, и другое, хотя понятия эти не означают одно и то же.

    Христианство возникло в I веке и является мировой религией. Все христиане веруют в Иисуса Христа, Спасителя мира. Но в современном христианстве выделяются три основных направления: православное, католическое, протестантское.

    Иерусалим.Главная латинская рака (гробница), украшенная мозаикой, отмечает меcто.Где на глазах Матери Спаситель был прибит к кресту

    Слово «православие» является точным переводом греческого слова «ортодоксия», первая часть которого «орто» означает «правильное», а вторая — «доксия» имеет два значения: «суждение» и «слава». Поэтому слово «ортодоксия» можно было перевести на русский язык и как «правомыслие», то есть правильно мыслить, и как «православие», то есть правильно славить Бога. Восточная Христианская Церковь предпочла второй перевод: «православие».

    Слово «ортодоксия» встречалось у христианских писателей ещё во II веке, в самом начале становления христианской Церкви. Называя себя православными (ортодоксальными), христиане подчёркивали правильность своей веры, точное соблюдение учения Христа и апостольских традиций, единство верующих.

    Все важнейшие вопросы Церкви решались соборно, то есть всеми церковными иерархами, собиравшимися на специальные встречи, съезды — Соборы. Постановления Соборов были обязательными для исполнения всеми христианами.

    Со временем единство верующих нарушалось. Так, после Собора 451 года часть христиан не приняла соборного решения по поводу важнейшего вопроса — о двойственной (человеческой и Божественной) природе Христа. Христиане Византии и Рима стали именовать себя православными, так как остались верными соборному решению.

    Позднее отделилась Римская Церковь, образовав католическую ветвь в христианстве. Формальное и окончательное отделение Римской (латинской) Церкви произошло в 1054 году, когда римский папа Лев IX и византийский патриарх Михаил Керулларий. отказавшийся признать притязания римского папы на верховенство над греческой Церковью, наложили друг на друга анафему (отлучение от Церкви). В XVI веке от Римской Церкви откололась значительная часть верующих и создала протестантское (северное) направление. Восточная (Византийская, греческая) Церковь продолжает строго следовать первоначальной, раннехристианской, от святых апостолов традиции, прочно закрепив за собой название «ортодоксия», или «Православие».

    Таким образом, понятие христианства более широкое и общее, оно применяется ко всем верующим в Христа, ко всем направлениям (ветвям) христианства

    Православие (Православная Церковь) — это Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь и православная вера, берущая начало с апостольских времён, сохраняющая и строго исполняющая соборные правила.

    Возникновение христианства и Православной Церкви

    Две тысячи лет назад в Вифлееме родился Иисус Христос. Запомнить это очень легко, так как рождение Христа ознаменовало собой новую эру в истории человечества, и современная система летоисчисления ведёт отсчёт времени от Рождества Христова. Который сейчас год — столько лет назад родился Спаситель мира. В 30 лет Иисус Христос был крещён в реке Иордан Иоанном, названным за свою миссию Предтечей и Крестителем Господа Иисуса Христа. После крещения, Иисус стал проповедовать Царствие Божие, исцелять всякие болезни и немощи людские и даже воскрешать мёртвых. Обремененные духовными и телесными недугами, ищущие Истины и утешения современники Христа, прослышав про невероятные чудеса, Им творимые, толпами ходили за Ним.Иисус Христос избрал двенадцать учеников и послал их зозвещать Евангелие (греч. Евангелие» — «Благая Весть») газным народам. От греческого слова «апостелло», что значит «посылать», эти ученики Христа получили название апостолов.

    Апостолы пользовались большим авторитетом среди первых христиан и стали основателями первых христианских общин, а потом — Церквей.После смерти и воскресения Иисуса Христа число христиан стало быстро расти, несмотря на жестокие преследования со стороны иудеев, римских властей и язычников, а Евангелие распространилось далеко за пределами Палестины. Уверовавшие во Христа объединялись вокруг апостолов в общины, которые постепенно приобретали организованные устроения — Церкви. Церковные общины возникали не только по инициативе апостолов.
    Вифлеем.Базилика Рождества.Серебряная звезда указывает точное место рождения Христа.

    Все ранние церковные общины долгое время были на равном положении, но Церкви, у истоков которых стояли апостолы, пользовались большим авторитетом, особенно самые многочисленные и расположенные в крупнейших культурных центрах. Так, основанная апостолом Петром Римская епископия была признана центром для христиан Запада; созданная апостолом Марком Александрийская Церковь объединила христианские общины Египта; для сирийских христиан стала центром Антиохийская епископия, ведущая свою историю от апостолов Петра и Павла; для общин Малой Азии — Эфесская Церковь апостола Иоанна Богослова; для общин Палестины — Церковь Кесарии Палестинской.

    Однако это не были отдельные Церкви, по сути, они были церковными организациями единой Церкви Христовой, или христианской. Такое единство сохранилось до V века, несмотря на то, что время от времени возникали многочисленные ереси (ложные учения), разные толкования и секты, основанные на таких ложных толкованиях. В целях сохранения единства христианского вероучения представители Церквей стали организовывать специальные собрания — Вселенские Соборы, на которых вырабатывалась общая для всех позиция по всем важнейшим вопросам.

    Вселенские Соборы

    Соборы (в значении «собрание») являлись своеобразной формой организации внутренней жизни всей христианской Церкви. На Соборах рассматривались и решались важнейшие вопросы толкования христианского учения, формулировались и закреплялись его догматы, а также опровергались ереси. Начало соборной традиции было положено в Иерусалиме около 50 г. по Р. X. Это была встреча апостолов, поэтому Собор получил в истории название «Апостольский». Причина для организации Собора была очень важная. Некоторые христиане, обращённые из иудеев, пришли в Антиохию и стали учить христиан, обращённых из язычников, что, если те не совершат обряд обрезания по иудейскому обычаю, то не спасутся. Разногласие возникло даже между апостолами Павлом и Варнавой. Вопрос о том, нужно ли христианам, не бывшим иудеями до крещения, соблюдагь закон Моисеев, оказался очень не простым, грозил разделением Церкви и требовал соборного обсуждения. Для этого съехалось 70 апостолов. Апостольский Собор освободил христиан от соблюдения обрядового закона Моисеева и положил им ревностно: заботиться об исполнении нравственного закона, сущность которого была выражена в следующих словах: «чтобы не делать другим того, чего себе не желаете». Решение Собора было изложено письменно и отправлено в Антиохию.

    Позднее, начиная со 2-й половины II века, стали созываться Поместные Соборы, на которые съезжались представители клира (клир — удел, доля, достояние Церкви, все священно- и церковнослужители) и мирян (миряне — живущие в миру, то есть не священники и не монахи) какой-либо области или провинции, а жногда и нескольких областей вместе. На Поместных Соборах рассматривались особо значимые церковные вопросы.
    Ярденит. Место крещения Иисуса Христа на реке Иордан к югу от Галилейского моря.

    В IV веке (с правления Константина I Великого) начали созыватъся Вселенские Соборы, в которых участвовали епископы - пастыри и учители Церкви — по возможности «со всей вселенной», то есть из всех стран, где были христиане. На них обсуждались и решались наиболее важные догматические и канонические (церковно-юридические) проблемы христианского вероисповедания. Поскольку главой Церкви является Сам Христос, то среди хрисгианских общин и храмов не должно быть главных и второстепенных, а вопросы, касающиеся основ христианской веры, должны решаться только соборно, так как ни один человек, сколь авторитетным бы он ни был, не может быть безгрешным, а мнение его - абсолютно непогрешимым. Такова позиция Православной Церкви до сих пор. Святой и правой может быть только единая Церковь как тело Христово на земле. Поэтому необходимо соблюдение принципа соборности и сохранение единства вероучения, ради чего и созывались Вселенские Соборы.

    Всего таких Соборов было семь.

    Первый проходил в 325 году в Никее. Согласно церковному преданию, в нём участвовало 318 епископов. Собор был созван по инициативе императора Константина Великого по причине распространившейся ереси Александрийского пресвитера Ария. Арий и его сторонники умаляли Божественное достоинство Иисуса Христа и не признавали Его равенство с Богом Отцом.

    Среди участников Никейского Вселенского Собора были: святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, прославившийся на весь мир как великий Чудотворец; святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие святые отцы, выступившие против ереси Ария.

    Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный От Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

    Чтобы все христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было кратко изложено в Символе веры. Император Константин Великий предложил внести в Символ веры термин «Единосущный Отцу» (о Боге Сыне), закрепивший истину о Божественности Христа. Также были приняты решения по ряду церковно-практических вопросов, например, о времени празднования Пасхи. Собор определил, что Пасха Христова будет праздноваться всеми христианами одновременно, а именно в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния.

    Второй Вселенский Собор, состоявшийся в Константинополе Цареград) в 381 г., подтвердил и дополнил Никейский Символ веры, получивший с тех пор название «Никеоцареградский Символ веры». В работе участвовало около 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (председатель Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. Одной из причин, побудивших императора Феодосия Великого созвать Вселенский Собор, была распространившаяся ересь духоборцев, утверждавших, что Святой Дух не есть Бог, а является всего лишь сотворенной силой и при том служебной Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил ереси и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор дополнил Никейский I Символ веры пятью членами с изложением учения о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века.Таким образом, был сформулирован Символ веры, получивший название «Никеоцареградский Символ веры» и исповедываемый всей Православной Церковью до сих пор.

    В городе Ефесе в 431 году с участием 200 епископов состоялся третий Вселенский Собор, посвященный, главным образом, обоснованию и защите догмата боговоплощения и осуждению ереси Константинопольского патриарха Нестория и его приверженцев. Несториане распространяли учение о разделении Божественной и человеческой личностей Спасителя. Они утверждали, что у Марии родился обыкновенный человек, но Бог Слово соединился с ним до его рождения Своею благодатью и обитал в нём, как в храме. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признаватъ соединение в Иисусе Христе двух естеств: Божеского и человеческого, и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и долнения.

    Четвертый, Халкидонский Собор, 451 г., в котором участвовало до 630 епископов, также был призван защищать православную веру от лжеучений. Собор осудил монофизитство. Монофизиты, осуждая ересь несториан, впали в другую крайность: они считали невозможным Спасителю иметь человеческую природу, подобную нашей, и потому признавали в Нем только Божественное естество. Собор отверг лжеучение и закрепил догмат о двойственной природе Господа Иисуса Христа, Который есть истинный Бог и истинный Человек. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединились в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

    Пятый (553 г., принимало участие 165 епископов) и Шестой (680-681 гг. — 170 участников) Соборы дополнили и развили догматические решения Халкидонского Собора. Оба Собора проводили в Константинополе. Целью императора Юстиниана, созвавшего Пятый Собор, была попытка возвращения монофизитов в Православную Церковь. В результате, однако, к Церкви присоединилась лишь часть умеренных монофизитов. На заседаниях Пятого Собора зачитывались сочинения учителей Сирийской Церкви, которые явно выражали несторианские заблуждения. Собор осудил все их сочинения как еретические. На Пятом же Соборе рассматривались заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного учителя. Было признано неверным и осуждено его учение о предсуществовании человеческих душ. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мёртвых.

    Каноническая деятельность Соборов была продолжена в 691-692 гг.

    В 787 г., в г. Никее, при императрице Ирине состоялся Седьмой Вселенский Собор, объединивший 367 епископов. Собор дал решительный отпор иконоборчеству. На Соборе было определено: поставлять и полагать в святых храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображенным.


    Hosted by uCoz