СОДЕРЖАНИЕВведение. Предмет истории религиозной культуры |
Храм - дом Божий2.1 ДЛЯ ЧЕГО СТРОЯТ ХРАМЫХрам как явление общественной жизни россиянНевозможно представить себе современный русский город или посёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и каждому русскому человеку архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Посмотрите на произведения отечественной живописи или современные поздравительные открытки — и вы увидите, что самым ярким и привлекательным объектом на них является храм. И это неудивительно, потому что русские люди стараются посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны. Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека, ибо это дом Божий. И поднимаются храмы, встают один за другим, строятся, восстанавливаются, реставрируются, иногда возвращаются к нам из небытия, как это произошло, например, с Храмом Христа Спасителя в Москве.Украшают, облагораживают суетное наше бытие храмы, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Но только ли для украшения и эстетического удовлетворения россиян затрачивается столько сил и средств на строительство и сохранение церквей, соборов, часовен? Конечно же, нет. Главное их назначение в другом.Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к Богу общие и частные молитвы. Ради этого общения с Господом люди приходят сюда. Особенно много народа собирается здесь в православные праздники и дни поминовения усопших. Никого не заставляют православные священники приходить на церковные службы; ни в школе, ни на работе никогда и никто не обязывает ходить в храмы, а если люди туда идут, то за это никаких поощрений не получают: денег за это не платят, благодарности не объявляют. Напротив, в храме христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему? Потому что храм — это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему. Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть приучаясь жить в Церкви, христианин очищает своё сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа. Помнят православные христиане, что «кому Церковь — не мать, тому Бог — не отец». Бывает, ходит человек много лет мимо храма, и может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности. И направляется он в храм как дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным, отчим домом. МолитваВерующие знают, где бы ни находились они и что бы ни делали, Господь слышит не только слова, но и мысли. Знает не только поступки, но даже их причины. Поэтому верующие стремятся помнить о Боге и молиться Ему постоянно и везде. Но это оказывается очень трудным, а для современного человека особенно, так как он постоянно чем-то занят: каким-нибудь делом или обдумыванием проблем, планов, встреч. Лишь очень немногие, даже среди хорошо воцерковлённых христиан, могут постоянно или хотя бы длительное время внутренне предстоять пред Богом, общаться с Ним. Такое предстояние называется молитвенным состоянием и достигается в результате большого усердия в особом духовном труде — внутреннем делании, то есть овладении постоянной Иисусовой молитвой. Удаётся это редким подвижникам, для которых такая задача становится главной в жизни. Но в молитве нуждается каждый верующий человек. Молитва — это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Господа. Такое общение предполагает не только наличие соответствующих слов по образцу молитв, собранных в специальном сборнике — «Молитвослове», но и особого состояния души, расположения её к искренности, открытости, благоговению и отрешённости от мелких личных проблем и корыстных интересов. Иногда человек именно так и обращается к Богу, но, как правило, это не удаётся из-за сердечной чёрствости и суетности. Поэтому для верующих людей важно иметь такое место, где всё должно способствовать обретению настоящей молитвы, единению с Богом. Таким особенным местом является храм Божий. Назначение храмаХрам — это место особенное, специально предназначенное:
«Нигде так таинственно близко не соприкасаются люди с Бо¬гом и Бог с людьми, как в храме, на месте Его особенного Божественного присутствия», — говорит Филарет, митрополит Московский. О благоволении Господа общей молитве говорится в главе 18 Евангелия от Матфея: «19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. 20. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». Разновидности храмовУ слова «храм» несколько синонимов: «собор», «церковь», «часовня». Все эти слова также означают место, где собираются верующие во Христа для молитв, таинств и богослужений, но соборами называются такие храмы, в которых богослужения совершаются духовенством нескольких храмов, то есть это соборные храмы, а часовней называется небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Есть кафедральные храмы, это главные храмы города, монастыря или большого селения, а также некоторые столичные храмы, имеющие особое значение. Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божьей Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия: Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и других. Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветового оформления, и формы купольных завершений, и их количества. |
|