СОДЕРЖАНИЕВведение. Предмет истории религиозной культуры |
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?1.4 ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О БОГЕОткуда православные христиане черпают знания о Боге?Бог невидим, а Бог Сын, став человеком, на земле жил так давно (вспомните, когда это было), что об этом могли уже забыть, что-нибудь перепутать и даже специально исказить, ведь не все любят правду и с ней уживаются. Знания о Боге составляют самую загадочную, таинственную и важную область знаний, которая привлекала, и будет привлекать к себе внимание, но при недостатке информации о Боге и религии люди склонны фантазировать, сочинять собственные мифы и даже придумывать магические действия. Поэтому очень важно иметь и сохранять от искажения источники достоверных религиозных знаний, по которым можно проверять информацию и личный опыт. Такими авторитетными источниками для православных христиан являются Священное Писание и Священное Предание. Мы знаем, что Иисус Христос ничего не писал. Он учил и наставлял только устно, а ещё больше — Своими делами и всей Своей жизнью. Знания, опыт и впечатления, полученные от общения с Христом, оставались в сердцах людей и передавались письменно и устно. То, что ученики Христа изложили письменно, вошло в Священное Писание, которое является главным источником знаний о Боге. Священное Писание для православных христиан — Библия, что в переводе с греческого языка означает «книги». Две части Библии: Ветхий Завет и Новый Завет — передают, как считают верующие, Божественные откровения, то есть знания, тайны, открытые людям Богом. Ветхий Завет рассказывает об откровениях, полученных через пророков до Рождества Христова, а Новый Завет — от Рождества Христова и включает книги: Евангелие от Матфея, Марка, Луки. Иоанна (Четвероевангелие), Деяния святых Апостолов, Послания святых Апостолов и Апокалипсис. Высшим Откровением Бога является Сам Христос — Богочеловек, Искупитель мира. Устная передача учения Христа, евангельских событий и живого опыта Православной церкви составляет Священное Предание Церкви. Со временем оно тоже было записано и в виде специальных книг и церковных традиций свято сохраняется Православной Церковью, соблюдается и ставится по значимости непосредственно за Священным Писанием, дополняя его. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что люди не нуждались бы и в Священном Писании, если бы Слово Божие бережно сохраняли в своих сердцах, но греховность и суетность человеческой жизни с течением времени стали ослаблять память людей, и тогда явилась потребность в записи важнейших событий Евангельской истории. Так появилось написанное Евангелие. Но и в Евангелии изложено не всё. Многие события продолжали передаваться устно. Например, в Евангелии нет повествований о Рождестве Богородицы, Введении Её во храм, о Её Успении. Об этом мы узнаём из Священного Предания. Окружающий мир как источник знаний о Боге"Дивной, великой книгой Божией» называл святитель Григорий Богослов окружающий нас мир. Наблюдая и изучая его, чистые сердцем и открытые для Истины люди, умеющие видеть красоту, гармонию и целесообразность мира, получают много информации о его Создателе. В материальном мире имеют место загадочные и необъяснимые явления, которые не только верующих, но и людей, не склонных к духовной жизни, ставят перед очевидностью проявления Творческого бытия. Такие явления носят названия религиозных чудес. Это могут быть чудесные исцеления, откровения, мироточения икон и другие. Одно из самых ярких чудес было даровано всему миру в момент Воскресения Иисуса Христа и сохранилось до наших дней. Это Плащаница Спасителя, то есть полотно, в которое Он был завёрнут после снятия с креста и на котором остались следы совершенно невероятного явления — Воскресения из мёртвых. Умершие и ранее были воскрешаемы Господом, но Воскресение Господне — основание воскресения всех людей. Плащаница имеет размеры 4м30смх1м10сми хранится с 1578 г. в итальянском городе Турине, почему и носит название Туринской. О Туринской Плащанице рассказывает профессор, протоиерей Глеб Каледа в книге «Плащаница Господа нашего Иисуса Христа». Давайте прочтём несколько коротких отрывков из этой книги. «В 1898 г. в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На неё привезли и Плащаницу из Турина, представив её как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 50см х 60см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на тёмном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя — Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя. «Святая Плащаница Христова, — размышлял он, — сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да ещё с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретённой фотографии всего лишь 69 лет! Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо». [...] Позже Туринскую Плащаеницу многократно снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Изучением её занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы. Созывались международные синдологические конгрессы (от слова «smdone», что значит «плащаница»). Всеобщим для учёных разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несёт на себе признаки глубокой древности. Придирчивые криминалисты не нашли на Плащанице ничего, что опровергало бы евангельский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и воскресении Христа; исследования её лишь дополняют и уточняют повествования четырёх евангелистов. Кто-то назвал Туринскую Плащаницу «Пятым Евангелием». Туринская Плащаница подтверждает справедливость изречения английского мыслителя Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.), что малое знание удаляет от Бога, а большое приближает к Нему. Многие учёные на основании тщательного и всестороннего изучения Плащаницы признали факт воскресения Христа и из атеистов стали верующими. Одним из первых был атеист и вольнодумец профессор анатомии в Париже Барбье, который понял, как врач и хирург, что Христос вышел из плащаницы, не развернув её, как Он проходил после воскресения через затворённые двери. Лишь отдельные специалисты, изучавшие Плащаницу, не приняли воскресения Христа из-за ненаучных причин: воскресения не было потому, что его не может быть. [...] Однако Туринская Плащаница несёт на себе веские доказательства Воскресения Христова. Как установила судебно-медицинская экспертиза Плащаницы, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьём, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, лёгкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу. Страшные следы телесных страданий чудесным образом запечатлела на себе Святая Плащаница. Христа много били. Били палками по голове, перебили переносицу. Изучая Плащаницу, учёные сумели определить даже толщину палки, повредившей Страдальцу нос. Благодаря судебно-медицинской экспертизе, мы знаем о мучениях Иисуса Христа даже больше и детальнее, чем о них рассказано в Евангелии. Били Его и бичами. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а сдёргиваясь с него, рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздёрнутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. Кончив избиение, на Иисуса Христа положили крест и приказали нести его на место предстоящего распятия — Голгофу. Таков был обычай: осуждённые сами несли орудие своей мучительной казни. Плащаница запечатлела глубокий след от тяжёлого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжёлая балка креста ударяла. Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы. Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т.д. была бы существенно иной к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения, Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Снятие повязок бывает очень трудным и болезненным процессом. Ещё недавноперевязки считались порою страшнее операции. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув её. Он вышел из неё так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери. Камень от гроба был отвален не для Христа, а для того, чтобы во гроб мог¬ли войти мироносицы и ученики Господа. Как могло произойти исчезновение Тела из Плащаницы без её разворачивания и отрыва израненного Тела от ткани? Именно этот факт-вопрос заставил атеиста и вольнодумца профессора сравнительной анатомии И.Деляже и атеиста профессора хирургии П.Барбье поверить во Христа и сделаться апологетами и проповедниками Плащаницы. Познакомившись с материалами исследований, неверующий профессор Сорбонны Овелаг погрузился в глубокое размышление и вдруг с просветлённым лицом прошептал: «Друг мой, Он действительно воскрес!» Начав изучать Плащаницу, неверующий англичанин Вильсон в процессе своих исследований стал католиком. [...] А вот заключения юристов и историков. Эдвард Кларк пишет: «Я предпринял тщательный разбор свидетельств, связанных с событиями третьего дня Пасхи. Эти свидетельства представляются мне бесспорными: работая в Верховном Суде, мне... случается выносить приговоры на основании доказательств куда менее убедительных. Выводы делаются на основании свидетельств, а правдивый свидетель всегда безыскусен и склонен приуменьшать эффект событий. Евангельские свидетельства о воскресении приyадлежат именно к этому роду, и в качестве юриста я безоговорочно принимаю их как рассказы правдивых людей о фактах, которые они могли подтвердить». Автор трёхтомного труда «История Рима» профессор Т. Арнольд, изощрённый ниспровергатель исторических мифов и ошибок, утверждает: «Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и Воскресения нашего Господа доказывалась неоднократно. Они отвечают общепринятым правилам, по которым надёжные свидетельства отличаются от ненадёжных». «И думается, что после стольких свидетельств и древних, и Туринской Плащаницы, не признавать Воскресение Христа может только тот, кто всё в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому Бог мешает жить по его страстям и гордости», — размышляет профессор, протоиерей Глеб Калела. Появилась целая наука синдология, изучающая оставленные на Плащанице следы величайшего и удивительнейшего в истории человечества события — Воскресения Христа. Плащаница стала как бы негативом под воздействием очень сильного потока света изнутри, из Самого завёрнутого в неё Христа. Превратить ткань в негатив не удалось никому даже в современных лабораториях. Учёные считают, что для получения такого эффекта необходима вспышка, большая, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом не должно быть разрушительных последствий, чтобы ткань была сохранена. Мир действительно велик, интересен, загадочен, и нужно очень много знаний, сил и времени, чтобы постоянно открывать в нём новые и новые страницы. |
|