СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Предмет истории религиозной культуры

  • Тема 1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?
    1. Роль Православия в жизни российского общества
    2. Возникновение христианства и Православной Церкви
    3. Истоки и традиции православного вероучения
    4. Источники знаний о Боге
    5. Крещение Руси

  • Тема 2. ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ
    1. Для чего строят храмы?
    2. Откуда взят образ храма?
    3. Древнее культовое зодчество на Руси
    4. Внутреннее устроение храма
    5. Святыни-храмы православного мира

  • Тема 3. РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО
    1. Религиозная тематика в искусстве
    2. Церковное искусство
    3. Иконопись на Руси
    4. Монументальная живопись в православном храме
    5. Символы православного искусства

    ВВЕДЕНИЕ

    предмет истории религиозной культуры

    Что изучает история религиозной культуры?

    Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо разобраться с терминами, составляющими название данного курса: «история», «религиозная», «культура».

    Слово «культура» вам всем, конечно, хорошо знакомо: вы встречались с ним на уроках истории, на уроках литературы и в повседневной жизни. В современном языке оно очень популярно. Но на вопрос: «Что такое культура?» — вы вряд ли сможете ответить сразу и достаточно точно. Причина такого затруднения кроется не только в том, что вы, скорее всего, об этом не задумывались и не заглядывали в словари, но и в том, что это понятие очень многозначно.

    Одни из вас ответят примерно так: «Культура — это воспитанность, образованность, умение себя вести». Другие отметят, что к культуре относится всё, что создаёт человек своими руками для себя и для общества. А третьи, возможно, будут уточнять, доказывая, что культура — это не только то, что выполнено руками человека и является материальным. Традиции, мировоззрение, религия, нравственные законы, хорошие манеры, умение общаться, быть внимательным и деликатным и многое другое не является материальным, но представляет большую ценность и тоже относится к культуре. Кроме того, следует добавить, что культура каждого отдельного народа и человека своеобразна, что на разных этапах развития уровень культуры меняется и что именно культура народа (как и отдельного человека) создаёт его неповторимый облик.

    О культуре можно говорить много, потому что понятие культуры очень ёмкое и многогранное. Оно употребляется для обозначения характерных особенностей жизни целого народа, государства, отдельной национальности, например: русская культура, культура Египта, культура Италии. Оно может обозначать определённый период исторического развития сразу нескольких государств и народов: культура Древнего Востока, культура Средневековья; а также применяется как обобщённое понятие применительно ко всему человечеству за весь период его исторического развития (мировая культура, мировая художественная культура). Это слово используем мы, когда говорим о культуре отдельной личности, имея в виду проявления воспитанности и образованности человека.

    В настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура». Надо сказать, что в основе большинства из них лежит представление о культуре как явлении, связанном с человеческой деятельностью: человек создаёт, сохраняет и распространяет культурные ценности. Культура рассматривается как продукт творческого труда человека, как реализация его идей во всех сферах его жизни и деятельности. Вот наиболее распространённое определение культуры: «Культура — определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

    Теперь давайте разберёмся, откуда слово «культура» к нам пришло и что первоначально оно означало. Латинское слово «cultura» буквально переводится: «возделывание земли, воспитание, образование, развитие». Таким многозначным было оно изначально, до того, как его заимствовали другие европейские народы. Это слово непосредственно связано со словом «cultus», что значит «почитание Бога, культ». Почему же так много и таких различных смыслов (но это только на первый взгляд!) собрано в одном слове?

    Первоначально под культурой подразумевалась обработка земли, уход за ней, чтобы она стала пригодной для удовлетворения потребностей человека в пище, эстетике, одежде, в средствах ухода за телом, в лекарствах. Человек с глубокой древности пытался постичь тайны бытия и наряду с материальным своим существованием обнаруживал бытие духовное. Он стремился осуществить связь между этими формами бытия, особенно в жизненно важных сферах, таких, как земледелие. Он понимал тщетность только лишь человеческих усилий в этом сложном и значимом деле, результаты которого зависели от очень многих условий и обстоятельств. Поэтому обработке земли, посеву, сбору урожая всегда предшествовали определённые религиозные обряды, культовые действия, направленные к высшим силам за помощью. Сама земля, дающая жизнь, считалась священной и обожествлялась всеми народами.

    Слово «культура» со временем распространилось на все сферы человеческой деятельности (образование, искусство, общение) и стало употребляться в более широком смысле — «облагораживать, развивать, образовывать, воспитывать». Эллины видели своё главное отличие от варваров в воспитанности. В позднеримский и средневековый периоды культура ассоциировалась с признаками личного совершенствования.

    В научный обиход слово «культура» вошло во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения, и, с точки зрения французских просветителей, означало разумность, разумное устроение жизни. Позднее понятие культуры стало ещё более широким, и культуру стали разделять на духовную и материальную.

    В настоящее время слово «культура» употребляется как в узком значении, то есть применительно к духовной сфере (религия, искусство, философия), так и в более широком смысле, включая материальную культуру (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. п.).

    Нетрудно догадаться, что к предмету истории религиозной культуры непосредственное отношение имеет духовная культура, именно нравственный и мировоззренческий стержень её — религиозная культура. Под религиозной культурой следует понимать: а) религию (от лат. religio — восстановление связи с Творцом, набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, специфические действия (культ), основанные на вере в существование и силу Бога (в языческих религиях — богов) и направленные на общение с Ним (ними) и получение от Него (них) помощи; б) религиозную этику (наука, изучающая мораль); в) искусство и народные традиции, непосредственно связанные с религией, отражающие её содержание.

    Остаётся вспомнить, что такое история. Греческое слово «his-toria» означает «рассказ о прошедшем, об узнанном» и употребляется в двух основных значениях:

    • процесс развития;
    • комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии (историческая наука).

    Таким образом, история религиозной культуры — это историческая дисциплина, изучающая:

    • собственно религию и ее источники;
    • религиозную этику и философию;
    • искусство и народные традиции, связанные непосредственно с религией.

    Предмет истории религиозной культуры также изучает влияние религии на нравственную, законодательную, бытовую, творческую и другие сферы жизни и деятельности человека; факты религиозной жизни.

    К области истории религиозной культуры относятся история происхождения и смысл церковных таинств и богослужений, религиозных понятий и символов.

    Для чего нужно изучать историю религиозной культуры?

    История не знает человеческих культур или народов, не имеющих никаких религиозных представлений. Более того, как правило, всё самое лучшее на протяжении тысячелетий люди посвящали Богу.

    Именно религия дала человечеству основы морали и правовых отношений. Именно религия формировала эстетические и нравственные идеалы, была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремления человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества, служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве. Религиозные учения активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами. Поэтому изучение культуры и истории Египта, Китая, Индии, Греции, Рима, как и любого другого государства, невозможно без рассмотрения религиозных истоков этих культур.

    Лучшие творения русской и западноевропейской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов. И даже прикладное искусство, служащее в основном утилитарным целям, отражает и доносит до нас через века и тысячелетия определённые религиозные представления, идеалы и символы.

    Таким образом, история религиозной культуры поможет вам в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства.

    Другая важная причина необходимости изучения истории религиозной культуры заключается в том, что мы живём в одном государстве и одном городе с представителями разных национальностей и разных вероисповеданий, учимся и работаем с ними в одних и тех же учреждениях, встречаемся в общественных местах, в творческих коллективах. Религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни.

    В последние годы это стало особенно актуальным, потому что каждый человек сегодня находится в духовных поисках и часто очень болезненно реагирует на непонимание, неделикатные высказывания, попытки ограничить его права на свободу религиозных убеждений и т. п.

    Да по-другому и быть не может, так как вера и мировоззрение всегда были самыми важными факторами в жизни каждого отдельного человека и целых народов, ибо это есть критерий совести, именно эти факторы определяют весь образ жизни, человеческую судьбу, отношения в семье, в государстве, в быту.

    Общаясь с человеком, следует знать, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и деликатности. Необходимо также умение избегать конфликтов, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь.

    Третья причина связана с тем, что при недостатке знаний в области религий тема духовного бытия часто обрастает фантазиями, а в корыстных целях — и преднамеренной ложью, становится источником предрассудков, способствует возникновению и распространению оккультизма, магии, даже сатанизма, приводит к насилию, эксплуатации и психическим расстройствам.

    Люди «изобретают» всё новые и новые секты, общины, «духовные» центры, обещающие дать «специальные» знания, тайные и никому не доступные, кроме «избранных» (конечно, за деньги или услуги); открыть в человеке «особые» способности что-либо видеть, чего нет на самом деле; управлять другими людьми (вместо того, чтобы владеть собой), или что-нибудь ещё в этом роде.

    К сожалению, в течение последнего десятилетия в нашей стране это нашло широкое распространение и принесло много бед и страданий россиянам: психические заболевания, убийства, самоубийства, потеря семей и имущества.

    Знания в области религии должны помочь вам не оказаться жертвами религиозного фанатизма и духовной эксплуатации.


    Hosted by uCoz